Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

Великий праздник – День Победы     

Сивова Мария Павловна

Ход занятия

Цель: Расширение представлений детей о празднике – Дне Победы в Великой Отечественной войне. Развитие лексико  – грамматического строя речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Обобщение и систематизирование знаний о Великой Отечественной войне, Дне Победы. Уточнение и актуализация словаря по теме «Великий праздник – День Победы»:существительные: война, Родина, защита, граница, армия, название профессий военных (пограничник, моряк, лётчик, разведчик и т.д.), Отечество, герои, солдат, парад, победа и т.д.;

прилагательные: военный, смелый, отважный, выносливый, храбрый, умный, внимательный, осторожный, мужественный и т.д.;

глаголы: нападать, защищать, оберегать, охранять, служить, нести, наблюдать, любить и т.д.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, подбор определений. Совершенствование навыков слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения звуков.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи: умения отвечать полными предложениями, составлять предложения по картинкам, развитие дыхания, зрительного и слухового внимания, памяти, логического  мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма, самостоятельности, активности, навыков сотрудничества.

Методы и приёмы

  • Словесный: совместная речевая деятельность
  • Наглядный: пособия, картинки, силуэтные изображения.
  • Практический: выполнение заданий, упражнений.
  • Игровой: игры подвижные, артикуляционные.

Оборудование: карта с заданиями, наглядные пособия по теме<< День Победы >>, предметные картинки по теме << Военные профессии>>, фонограммы с песнями<<День Победы >>,<<Бравые солдаты>> , мяч, <<дорожка>>  из ткани для балансировки, магнитная доска, панно (ковролинограф) и пособия для работы на нём: изображения полок, цифры 1, 2, 3,  силуэты головных уборов, силуэты букв; изображение речки, 3 цветных кораблика из бумаги, пластиковые трубочки,  карточки с изображением предметов военной тематики (танк, пилотка, мина, граната, пушка ), карточки со звуковыми схемами, стол, стулья и пилотки, памятные подарки по количеству детей.

Предварительная работа: Вводная беседа о Великой Отечественной войне, Дне Победы, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о войне, разучивание пальчиковой гимнастики ( массаж биологически активных точек).

Количество детей: 5-6 человек. 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Ребята, подскажите мне, какой великий праздник  готовится отмечать вся наша страна 9 мая?                                                                                                                                                                              Дети: День Победы.                                                                                                                                                     Логопед: Правильно. Я предлагаю сегодня поговорить об этой знаменательной дате. Вы готовы отправиться со мной в путешествие по минувшим  героическим событиям, вспомнить, что мы знаем о Великой победе и выяснить, почему её так называют?                                                                                 Дети: Да. Логопед: Тогда надевайте пилотки, чтобы почувствовать себя настоящими бойцами времён ВОВ. ( Один ребёнок раздаёт пилотки). Присаживайтесь на диван и послушайте меня.                    Основная часть

Прежде, чем наступил День Победы, была страшная, жестокая, война, в которой погибло очень много людей. Среди них и наши с вами деды, прадеды. Мы всегда будем помнить о них, об их смелости, подвигах. Четыре года длилась эта война с фашисткой Германией. А люди всё это время сражались и верили в победу. Сегодня, в память об этих событиях,  нашему отряду предстоит пройти путь вот по этой карте. Показ карты с заданиями.

Посмотрите, первое задание, которое нам нужно выполнить  -  это построение. Славным воинам ВОВ часто приходилось вставать в строй. Первым встанет тот, чьё имя начинается со звука [А]. За  Аней встанет тот, чьё имя  начинается со звука [ВЬ]. Между девочками встанет боец, чьё имя заканчивается на звук [Р]. За Макаром встанет тот, чьё имя заканчивается на звук [М], перед Артёмом в строй встанет тот,  чьё имя начинается со звука [С]. За Славой встанет тот, в чьём имени  в середине слова есть звук  [Ш]. (Дети выполняют построение.)   Отряд бойцов отлично справился с первым  заданием.                                                                                                                                                           Посмотрите на нашу карту. Что делают эти люди? Дети: Эти люди тренируются.

Логопед: Правильно. Второе задание  - это тренировка. На пути солдат времён ВОВ возникали разные трудности. Им приходилось быть сильными,  умелыми,  ловкими. Препятствие есть и на нашем маршруте. Сначала будет переправа с  одного берега на другой. Посмотрите, этот мост поможет нам. (Перед детьми расстилается на полу<<мост>>) Какай он? Дети:  Длинный и узкий. Логопед: Переходим мост по очереди, ставим пяточку к носочку, помогаем балансировать руками. Вот так. Логопед показывает движение, дети выполняют задание. Звучит песня<< Бравые солдаты >>.Молодцы,  вы были очень ловкими. Теперь потренируем наши пальчики и мышцы лица << Я боец отважный>>Массаж биологически активных точек.

У меня есть шапка со звездой – ребром ладоней растирают лоб – вправо – влево.

Я боец отважный, молодой – указательными пальцами массируем крылья носа.

Вот я сяду ловко на коня – оттягивают мочки ушей вниз

И помчит далеко он меня – кончиками пальцев легко массируем щеки.

(Дети выполняют гимнастику вместе с логопедом.) Отлично, ребята.  Пришло время потренировать наш язычок. Вспоминаем артикуляционное упражнение <<Пулемёт >>.Рот открываем широко, ставим кончик языка за верхними зубами произносим на выдохе звук [Т-Т-Т..]. Вот так ( Дети выполняют после показа логопеда).Чтобы солдат мог чётко ответить своему командиру и общаться со своими сослуживцами у него должна быть правильная речь. Тренируемся говорить чётко в чистоговорках. Повторяйте за мной:                                                                                                                                           

 аты-аты-аты  - в бой идут солдаты                                                                                                   

исты-исты-исты – смелые танкисты                                                                                                                    инцы-инцы-инцы – в окопе пехотинцы                                                                                                                      ец-ец-ец – отважный боец                                                                                                                            

 ушка-ушка-ушка – выстрелила пушка                                                                                                           

ки-ки-ки – на флоте служат моряки                                                                                                                       Молодцы. Третье задание связано со знанием военных профессий. Давайте их вспомним. Эти военные профессии есть в нашей армии и сейчас. Логопед просит одного ребёнка выложить из конверта на стол картинки с людьми разных военных профессий. Рассмотрите картинки, выберите одну  и ответьте мне на вопрос, а потом прикрепите её на магнитную доску. Старайтесь отвечать полными предложениями, будьте внимательны к своей речи, произносите правильно все звуки.                                                                                            

- Кто служил в пехоте?

Дети:  В пехоте служили пехотинцы.

- Кто охранял границы нашей Родины?

Дети:  Границы Родины охраняли пограничники.

- Кто служил в танковых войсках?

Дети: В танковых войсках служили танкисты.

- Кто служил на море, на корабле?

Дети: На море, на корабле служили моряки.

- Кто служил в ракетных войсках?

Дети: В ракетных войсках служили ракетчики.

- Кто служил в артиллерии?

Дети:  В артиллерии служили артиллеристы.

- Кто служил в разведке?

Дети: В разведке служили разведчики.

- Кто обеспечивал связь?

Дети: - Связь обеспечивали связисты.                                                                                                Логопед: Ребята, посмотрите, как много людей разных военных профессий защищали нашу Родину. Давайте скажем, какими были наши защитники?

Дети: Наши защитники были смелыми, ловкими, умными, внимательными, сильными. Логопед: Правильно, именно такие качества помогли им победить врага. Четвёртое задание  зашифровано в этом символе ( показ карты).Как вы  думаете, что это?                                                                                      Дети: Это военная техника и оружие. Логопед:  Правильно. Для того, чтобы одержать победу в войне с фашистами,   нашим защитникам нужна была военная техника  и оружие. Давайте вспомним эти названия. Называйте любой вид оружия  и передавайте мяч соседу. Уточняются названия. Затем проводится игра с мячом «Два и пять» (танк, самолёт, корабль, пулемёт, пушка,  автомат, мина, снаряд, пуля, граната).                                                                                                                               Логопед: Следующее упражнение тоже связано с военной техникой. Для его выполнения нам понадобится стол. Садитесь друг напротив друга.  Вам будет нужно провести свой кораблик вот по такой реке от берега до берега(показ силуэта <<речки>>). Будем направлять  его воздушной струёй из трубочки. Первым начнёт дуть в трубочку тот, перед кем я поставлю кораблик. Как только кораблик доберётся до противоположной  стороны,  дуть начинает второй игрок. Напоминаю, что нужно делать глубокий вдох носом и плавный выдох в трубочку, стараться не поднимать плечи и не раздувать щёки. Посмотрите,  как это делаю я.     Логопед показывает дыхательное упражнение с трубочкой. Дети выполняютупражнение2-3 раза. Логопед: У человека каждой военной профессии  есть своя  форма.  Как вы думаете, какие предметы одежды обозначены на нашей карте? ( Показ карты).                                                                                                                                                                          Дети: Головные уборы.                                                                                                                                                Логопед: Правильно .В пятом задании  нужно будет вспомнить военные головные уборы, назвать  их, разместить по полкам в зависимости от количества слогов. Как мы определяем,  сколько в слове слогов?                                                                                                                                                           Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.                                                                  Логопед: Молодцы. (Логопед просит одного ребёнка выложить из конверта на стол силуэты головных  уборов: шлем, каску, ушанку, пилотку, фуражку. Уточняются их названия.) Ребята, выберите любой головной убор. Назовите, какие гласные звуки слышите в слове, сколько их. Объясните,  на какую полку нужно положить картинку.                                                                           Игра   «Три полки»Дети: В слове каска есть гласные звуки:[А],[ А].Всего 2 гласных звука. В слове каска, два слога, поэтому я положу её на вторую полку. Дети отвечают и расставляют силуэты головных уборов на панно.( Задание выполняется аналогично.)                                                      Логопед: Молодцы   ребята. Вы действительно знаете названия военных головных уборов времён ВОВ. Солдатам времён ВОВ приходилось быть очень внимательными и находчивыми. Нашему отряду тоже предстоит проявить смекалку. Посмотрите на карте рядом с цифрой 6 написано слово. Прочитайте его.                                                                                                                                          Дети: Это слово ШИФР.                                                                                                                          Логопед: Правильно, что такое шифр и для чего он нужен?                                                                  Дети: Шифр, это загадочные надписи, которые нужно разгадать, чтобы узнать информацию. Логопед: Хорошо. Сегодня нам предстоит тоже стать шифровальщиками.  Это шестое задание. Каждый из вас выберет свой личный шифр из звуковых символов. Дети выбирают полоски со звуковыми схемами. Перед вами карточки с картинками. Назовите их.                                                Дети: Танк, пилотка, пушка, флаг, мина, граната.                                                                               Логопед: Вам нужно определить, что за предмет зашифрован и назвать его. Кто готов поднимайте руку и отвечайте полными предложениями.                                                                                              Дети: На моей картинке зашифрован танк(пилотка, пушка, флаг, мина, граната).Логопед: Все справились, молодцы.  Вам удалось расшифровать задание. Посмотрите на нашу карту,  там осталось последнее седьмое задание. Какая картинка нарисована? Дети: Буквы. Логопед: Правильно. Сейчас каждый из вас получит букву. Вместе вы будете составлять слово из букв на нашем панно. Это слово обозначает то, что люди запускают вечером в День Победы. Вы догадались, какое это слово? Дети: Это слово – салют.                                                                                                                                  Логопед: Правильно. Ребята, приступайте к составлению.                                                                  Звучит песня   << День Победы >>.Дети выполняют задание.

Итог занятия

Молодцы, ребята. Сегодня мы прошли с вами путь почти как настоящие военные.                                                                                                                                                          Вспомнили,  какими они были, как сражались? Ответьте мне,  пожалуйста,  на вопрос, почему же эту победу считают великой?                                                                                                                          Дети: Эта победа великая, потому что без неё не было бы нас.                                                         Логопед: Верно. Благодаря мужеству солдат и стойкости всего нашего народа мы живём сегодня в свободной России, говорим на нашем родном языке, можем учиться, работать и просто быть счастливыми. Ив этом величие праздника. Мы не забудем никогда подвиг тех,  кто отдал за наше благополучие свою жизнь. Наша военная тренировка подошла к концу. Какие задания показались вам самыми  интересными? Какое задание было самым трудным? Дети отвечают. На память о нашем занятии я хочу вручить вам такой символ Победы. Вы показали себя умными и внимательными, настоящими бойцами.

 


Автор(ы): Сивова Мария Павловна
Приложения: