Конспект занятия в подготовительной логопедической группе
Великий праздник – День Победы
Сивова Мария Павловна
Ход занятия
Цель: Расширение представлений детей о празднике – Дне Победы в Великой Отечественной войне. Развитие лексико – грамматического строя речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Обобщение и систематизирование знаний о Великой Отечественной войне, Дне Победы. Уточнение и актуализация словаря по теме «Великий праздник – День Победы»:существительные: война, Родина, защита, граница, армия, название профессий военных (пограничник, моряк, лётчик, разведчик и т.д.), Отечество, герои, солдат, парад, победа и т.д.;
прилагательные: военный, смелый, отважный, выносливый, храбрый, умный, внимательный, осторожный, мужественный и т.д.;
глаголы: нападать, защищать, оберегать, охранять, служить, нести, наблюдать, любить и т.д.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, подбор определений. Совершенствование навыков слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения звуков.
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи: умения отвечать полными предложениями, составлять предложения по картинкам, развитие дыхания, зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма, самостоятельности, активности, навыков сотрудничества.
Методы и приёмы
- Словесный: совместная речевая деятельность
- Наглядный: пособия, картинки, силуэтные изображения.
- Практический: выполнение заданий, упражнений.
- Игровой: игры подвижные, артикуляционные.
Оборудование: карта с заданиями, наглядные пособия по теме<< День Победы >>, предметные картинки по теме << Военные профессии>>, фонограммы с песнями<<День Победы >>,<<Бравые солдаты>> , мяч, <<дорожка>> из ткани для балансировки, магнитная доска, панно (ковролинограф) и пособия для работы на нём: изображения полок, цифры 1, 2, 3, силуэты головных уборов, силуэты букв; изображение речки, 3 цветных кораблика из бумаги, пластиковые трубочки, карточки с изображением предметов военной тематики (танк, пилотка, мина, граната, пушка ), карточки со звуковыми схемами, стол, стулья и пилотки, памятные подарки по количеству детей.
Предварительная работа: Вводная беседа о Великой Отечественной войне, Дне Победы, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о войне, разучивание пальчиковой гимнастики ( массаж биологически активных точек).
Количество детей: 5-6 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Ребята, подскажите мне, какой великий праздник готовится отмечать вся наша страна 9 мая? Дети: День Победы. Логопед: Правильно. Я предлагаю сегодня поговорить об этой знаменательной дате. Вы готовы отправиться со мной в путешествие по минувшим героическим событиям, вспомнить, что мы знаем о Великой победе и выяснить, почему её так называют? Дети: Да. Логопед: Тогда надевайте пилотки, чтобы почувствовать себя настоящими бойцами времён ВОВ. ( Один ребёнок раздаёт пилотки). Присаживайтесь на диван и послушайте меня. Основная часть
Прежде, чем наступил День Победы, была страшная, жестокая, война, в которой погибло очень много людей. Среди них и наши с вами деды, прадеды. Мы всегда будем помнить о них, об их смелости, подвигах. Четыре года длилась эта война с фашисткой Германией. А люди всё это время сражались и верили в победу. Сегодня, в память об этих событиях, нашему отряду предстоит пройти путь вот по этой карте. Показ карты с заданиями.
Посмотрите, первое задание, которое нам нужно выполнить - это построение. Славным воинам ВОВ часто приходилось вставать в строй. Первым встанет тот, чьё имя начинается со звука [А]. За Аней встанет тот, чьё имя начинается со звука [ВЬ]. Между девочками встанет боец, чьё имя заканчивается на звук [Р]. За Макаром встанет тот, чьё имя заканчивается на звук [М], перед Артёмом в строй встанет тот, чьё имя начинается со звука [С]. За Славой встанет тот, в чьём имени в середине слова есть звук [Ш]. (Дети выполняют построение.) Отряд бойцов отлично справился с первым заданием. Посмотрите на нашу карту. Что делают эти люди? Дети: Эти люди тренируются.
Логопед: Правильно. Второе задание - это тренировка. На пути солдат времён ВОВ возникали разные трудности. Им приходилось быть сильными, умелыми, ловкими. Препятствие есть и на нашем маршруте. Сначала будет переправа с одного берега на другой. Посмотрите, этот мост поможет нам. (Перед детьми расстилается на полу<<мост>>) Какай он? Дети: Длинный и узкий. Логопед: Переходим мост по очереди, ставим пяточку к носочку, помогаем балансировать руками. Вот так. Логопед показывает движение, дети выполняют задание. Звучит песня<< Бравые солдаты >>.Молодцы, вы были очень ловкими. Теперь потренируем наши пальчики и мышцы лица << Я боец отважный>>Массаж биологически активных точек.
У меня есть шапка со звездой – ребром ладоней растирают лоб – вправо – влево.
Я боец отважный, молодой – указательными пальцами массируем крылья носа.
Вот я сяду ловко на коня – оттягивают мочки ушей вниз
И помчит далеко он меня – кончиками пальцев легко массируем щеки.
(Дети выполняют гимнастику вместе с логопедом.) Отлично, ребята. Пришло время потренировать наш язычок. Вспоминаем артикуляционное упражнение <<Пулемёт >>.Рот открываем широко, ставим кончик языка за верхними зубами произносим на выдохе звук [Т-Т-Т..]. Вот так ( Дети выполняют после показа логопеда).Чтобы солдат мог чётко ответить своему командиру и общаться со своими сослуживцами у него должна быть правильная речь. Тренируемся говорить чётко в чистоговорках. Повторяйте за мной:
аты-аты-аты - в бой идут солдаты
исты-исты-исты – смелые танкисты инцы-инцы-инцы – в окопе пехотинцы ец-ец-ец – отважный боец
ушка-ушка-ушка – выстрелила пушка
ки-ки-ки – на флоте служат моряки Молодцы. Третье задание связано со знанием военных профессий. Давайте их вспомним. Эти военные профессии есть в нашей армии и сейчас. Логопед просит одного ребёнка выложить из конверта на стол картинки с людьми разных военных профессий. Рассмотрите картинки, выберите одну и ответьте мне на вопрос, а потом прикрепите её на магнитную доску. Старайтесь отвечать полными предложениями, будьте внимательны к своей речи, произносите правильно все звуки.
- Кто служил в пехоте?
Дети: В пехоте служили пехотинцы.
- Кто охранял границы нашей Родины?
Дети: Границы Родины охраняли пограничники.
- Кто служил в танковых войсках?
Дети: В танковых войсках служили танкисты.
- Кто служил на море, на корабле?
Дети: На море, на корабле служили моряки.
- Кто служил в ракетных войсках?
Дети: В ракетных войсках служили ракетчики.
- Кто служил в артиллерии?
Дети: В артиллерии служили артиллеристы.
- Кто служил в разведке?
Дети: В разведке служили разведчики.
- Кто обеспечивал связь?
Дети: - Связь обеспечивали связисты. Логопед: Ребята, посмотрите, как много людей разных военных профессий защищали нашу Родину. Давайте скажем, какими были наши защитники?
Автор(ы): Сивова Мария Павловна
Приложения: