Дезадаптивное поведение у дошкольников с ОВЗ
Дезадаптивное поведение – это поведение, при котором человек нарушает общие правила и нормы, создаёт небезопасные ситуации для себя и других, провоцирует позиционные конфликты (противопоставляет себя другим).
Дезадаптивное поведение у дошкольников представляет собой серьезное препятствие на пути к формированию гармоничной личности. На практике это может проявляться в виде конфликтов с окружающими, трудностей в усвоении социальных норм и правил, а также в снижении мотивации к обучению и взаимодействию с другими детьми. Проблемы такого характера зачастую требуют внимания не только со стороны педагогов, но и родителей, которые играют ключевую роль в социализации ребенка.
Можно рассмотреть примеры дезадаптивного поведения детей.
Импульсивный ребёнок ¬ это дети отличаются непоследовательностью и порывистостью в действиях. Иными словами, разрешить ему упростить задание, доведя возможность его выполнения до видимого результата, дать возможность пробовать и пытаться столько раз, сколько необходимо.
Застревающий ребёнок ¬ это дети не уверенные в своих силах и возможностях, что могут получить результат в том или ином действии.
Часто фиксируются на том, что у них получилось однажды, для того чтобы многократно подтвердить свой успех или получить знакомое переживание.
Игнорирующий ребенок, ¬ сталкиваясь с препятствием, воспринимает его как вызов, но не имеет представления о своих силах и возможностях.
Он не принимает ответ «слишком сложно» и не может ничего сделать для того, чтобы упростить преодоления препятствия. Пытаясь преодолеть препятствие, ребёнок доводит себя до изнеможения.
Протестующий ребёнок, ¬ такие дети могут отказываться от предложенных заданий, не желание работать с конкретным педагогом или другим ребёнком.
Важно отметить, что ранняя диагностика дезадаптивного поведения позволяет своевременно определить и скорректировать проблемы психофизического состояния, предотвращая дальнейшее углубление негативных проявлений. Эффективные методы работы с такими детьми включают индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие эмпатии, социальных навыков, двигательных навыков и саморегуляции.
Формирование саморегуляции ¬ это сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский показал, что истоки самоконтроля ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортабельные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Все это он может научиться делать только вместе с взрослым в общении, в совместной деятельности. Общение со взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность.
Игры и ролевые ситуации могут стать важными инструментами для формирования положительного опыта взаимодействия и взаимопонимания воспитателя с ребёнком в развивающей среде.
Не менее значимым является и взаимодействие со специалистами – психологами, педагогами, дефектологами, инструктора по двигательной активности которые могут предложить профессиональную помощь, как детям, так и их семьям. Создание комфортной и поддерживающей эмоциональной среды способствует развитию здоровья и психологического благополучия ребенка, что, в свою очередь, положительно сказывается на его адаптации в социуме.
Важно отметить, что коррекционная работа должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и их социальный контекст. Создание безопасной и поддерживающей среды способствует снижению уровня тревожности и агрессивности. Специалисты рекомендуют внедрение игр и групповых заданий, направленных на развитие навыков коммуникации, сотрудничества, поддержки. Это может быть достигнуто через ролевые игры и подвижные игры, спортивные игры где дети учатся понимать и разделять противоречия между внутренним состоянием и внешними условиями.
Кроме того, важно привлекать родителей к процессу коррекции. Обсуждение трудностей ребенка в семье и совместная работа над развитием положительных качеств укрепляют связь между воспитателями и родителями. Регулярные родители¬учителя, встречи, могут помочь в формировании единого подхода к решению проблем дезадаптивного поведения.
Терапевтические методики, такие как арт-терапия и психодрама, также показали свою эффективность. Они позволяют детям выразить свои эмоции и переживания в безопасной форме, что значительно способствует их эмоциональному развитию. При поддержке специалистов и вовлечении родителей воспитатели могут создать условия для успешной социализации старших дошкольников, минимизируя риск дезадаптивного поведения.
Автор(ы): Лукьянова Ксения Сергеевна, Лашкова Галина Николаевна
Приложения: