Применение метода музыкальной терапии при работе
с детьми с задержкой психического развития

Никитина Елена Александровна

В последние годы неуклонно растет количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, в тесном взаимодействии с учителями логопедами и психологами.

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике, позволяет добиться положительной динамики в развитии всех сторон психической деятельности детей.

Успешно применяется музыкотерапия в развитии речи. Научно доказано, что лёгкая спокойная музыка во время  проведения коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние. Классические музыкальные произведения приносят человеку радость, благотворно влияют на организм, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит, повышают тонус коры головного мозга, концентрируют внимание [51].

Наибольший эффект от музыки- профилактика и лечение нервно- психических заболеваний. Музыкотерапию организуют в индивидуальных и групповых формах. Каждая их форм может быть представлена в трех видах:

-пассивной;

-активной;

-интегративная.

Виды музыкотерапии:

-вокалотерапия- пение, включает в себя обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, коррекцию психоэмоционального состояния;

-кинезотерапия-танцетерапия, логопедическая ритмика, психогимнастика;

-инструментальная-игра на музыкальных инструментах.

Цель занятий с использованием музыкотерапии:

-снижение фактора тревожности;

-стимуляция двигательных функций;

-развитие и коррекция сенсорных процессов и способностей;

-расторможенность речевой функции;

-развития чувства ритма, темпа, времени;

-развитие умственных способностей и фантазии;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

-стимуляция слухового восприятия (активизация функции правого полушария);

-улучшение общего состояния детей;

-улучшение качества выполнения движений, развитие выразительности, плавности, ритмичности;

-коррекция развития ощущений, восприятий, представлений;

-нормализация просодической системы, развитие тембра, темпа, ритма, выразительности интонации;

-формирование навыков словообразования;

-формирование слоговой структуры слова.

Приемы музыкотерапии:

-прослушивание музыкальных произведений;

-ритмичные движения под музыку (логоритмика);

-сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;

-пение чистоговорок под музыкальное сопровождение.

В. Г. Стасенко, О. А. Фоменко рассматривают следующие виды музыкотерапии:

-музыкопихотерапия- «музыкальный сон» с дальнейшей беседой и анализом образов, музыкально-образная медитация;

-музыкосаматотерапия- лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Влияние происходит в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ, которые помогают в лечении соматических заболеваний;

-музыкально-цветовая терапия- известно, что цвет и музыка в жизни человека играют огромную роль. Если учесть, что визуалов в мире более 60 %, аудиалов — более 37 %, а кинестетиков — около 10 %, то можно уверенно сказать, что музыкальная цветотерапия привлекает к процессу все органы чувств [62].

Соотношение цветов и музыкальных произведений:

Красный цвет — стимулирующий. Он повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, создает ощущение тепла, но в избыточном количестве может вызвать нарушения в психике. Красному цвету соответствует яркая, агрессивная, экспрессивная, мажорная музыка. Она стимулирует человека к действию.

Зеленый цвет — успокаивающий. Он снижает кровяное давление и лишает усталости. Музыка этого цвета — спокойная, среднего ритма с мажорными нотками. Она позволит остаться со своими мыслями в одиночестве.

Синий цвет — снижает кровяное давление и вызывает ощущение холода. Соответственно, музыка минорная, с нотками грусти.

Техника проведения музыкальной цветотерапии проста: ребенка просят нарисовать то, что он услышал. И тут фантазия безгранична. Картины предстают абсолютно разными, уникальными и живописными. Если специалист здесь видит отражение серьезных проблем, то с такими детьми психологи работают персонально.

Литература:

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Е.А. Цыпиной. М., 1984.

2.Трифонова О.Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии. М.: Владос, 2018. 144


Автор(ы): Никитина Елена Александровна
Приложения: