Инклюзивное образование на уроках русского языка
и литературы

Кузьмин Павел Михайлович

Инклюзивное образование — это подход, который обеспечивает равные возможности для всех детей, независимо от их физических, эмоциональных или умственных особенностей. В последние годы этот подход становится все более актуальным в образовательных учреждениях России. Особенно важным является внедрение инклюзивного образования на уроках русского языка и литературы, поскольку эти предметы способствуют развитию языковых навыков, мышления и эмоционального интеллекта.

Инклюзивное образование подразумевает создание такого образовательного пространства, где каждый ученик чувствует себя комфортно и может проявить свои способности. Это требует от учителя умения адаптировать учебный процесс, чтобы все студенты, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, могли участвовать в нем.

Основные принципы инклюзивного образования: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Учителю необходимо использовать разнообразные формы подачи материала, учитывая индивидуальные способности учеников. Например, для детей с дислексией можно использовать аудиокниги или визуальные материалы, а для детей с ослабленным слухом — текстовые задания и письменные инструкции.

Примеры адаптации:

- Визуальные материалы: используйте схемы, таблицы и картинки, чтобы сделать информацию более доступной для восприятия.

- Аудиовизуальные средства: воспроизводите записи произведений или показывайте их экранизации, что позволит учащимся лучше понять содержание и эмоциональный фон.

На уроках русского языка и литературы важно учитывать индивидуальные особенности учеников. Это может означать вариативность задания: одни ученики могут работать с классическим текстом, в то время как другие могут заниматься более простыми адаптированными вариантами.

Примеры заданий:

- Разные уровни сложности: создайте несколько версий одного и того же задания с различными уровнями сложности, чтобы каждый ученик мог выбрать подходящий для него вариант.

- Групповая работа: разделяйте класс на группы, которые объединяют учеников с различными способностями, чтобы они могли учиться друг у друга и поддерживать друг друга.

Необходимо создать такое атмосферное пространство в классе, которое поощряет помощь и поддержку между учениками. Создайте режим постоянного взаимодействия, когда сильные ученики помогают тем, кто испытывает трудности, что усиливает чувство общности и взаимовыручки.

При освоении нового материала важно учитывать, что подавать его в больших объемах за один раз нецелесообразно; необходимо организовать поэтапное усвоение. На уроках литературы объяснение лучше проводить не в форме традиционных лекций, а в формате бесед и комментированного чтения.

Предлагаются использовать следующие приемы работы:

·  «Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.

·  «Синквейн». Этот прием предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу  в группах. Направлен на творческую работу по выяснению уровня осмысления текста.

·   «Знаю, узнал, хочу узнать». Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой  информации, работе с дополнительной литературой.

·   «Мозговой штурм». Позволяет активизировать, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

·    «Написание творческих работ»

·    «Создание викторины»

·    «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые вопросы).

Будущее нашего образования заключается в том, чтобы делать его более открытым и инклюзивным. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, и их усилия могут значительно изменить жизнь многих детей. Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на качественное образование, и задача нашего общества — обеспечить это право.


Автор(ы): Кузьмин Павел Михайлович
Приложения: