Конспект занятияв подготовительной группе
Знакомство с русским народным костюмом
Береснева Снежана Викторовна,
ГБДОУ детский сад №70, Санкт-Петербург
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом.
Задачи.
Образовательные задачи:
- Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.
Повысить общую осведомлённость детей;
- Закрепить и расширить знание детей о женском, мужском и детском народном костюме, о назначении деталей костюма. Расширить представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге);
- Познакомить детей с элементами русского народного костюма, учить находить соответствие элементов народного костюма с современной одеждой.
Развивающие задачи:
- Активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, домотканое полотно, кокошник, лапти, сапоги. Обогатить словарный запас новыми словами: косоворотка, кафтан, оберег;
- Расширять кругозор, развивать любознательность;
- Закреплять знания пословиц об одежде;
- Научить детей создавать элемент костюма – оберег. Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционные задачи:
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
- Формирование связанной речи;
- Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления;
- Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (употребление правильных окончаний).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родному краю, интерес к русской национальной культуре, бережное отношение к одежде;
- Воспитывать у детей эстетический вкус, творчество, самостоятельность в выполнении задания.
Предварительная работа педагога по подготовке к занятию:
- Изучение литературы по теме занятия, разработка конспекта, подбор фото-слайдов, подбор материалов (картон, атласные ленты, фломастеры, восковые мелки, карандаши) для создания оберегов; подбор русских народных мелодий.
Предварительная работа с воспитанниками:
- Посещение мини-музея детского сада «Русская изба»;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русских народных костюмах (сказки: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» - одежда героев нарядная, праздничная и повседневная, а в сказках «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - одежда рабочая, повседневная и др.).
- Рассматривание открыток с национальными костюмами России;
- Беседы с детьми по теме «Как жили наши предки»;
- Создание макета «Русская изба»;
- Разучивание пословиц, хороводов.
Материалы и оборудование:
Презентация «Русский народный костюм», мини-колонка, аудиозаписи с русской народной мелодией, столы и стулья по количеству детей, картонные полоски и цветные атласные ленты (по количеству детей), фломастеры, элементы русских народных костюмов.
Методические приемы:
- Словесные методы: рассказ педагога, беседа с детьми, вопросы к детям, объяснение, использование пословиц и загадок;
- Наглядные методы: демонстрация иллюстраций, видеоматериал;
- Динамическая пауза;
- Сюрпризный момент.
Ход занятия:
Организационный момент.
1) Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, заглянуть в прошлое и поговорить с вами о том, как жили наши предки, как одевались русские люди в старину. И тема нашего путешествия: «Знакомство с русским народным костюмом». Сегодня мы с вами поедем в гости к русской хозяюшке Дуняше в деревню. Но для начала со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
- С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживаем глаза)
- Вы проснулись? (Сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
- С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживать уши)
- Вы проснулись? (Приложить ладони к ушам как «Чебурашка»)
- С добрым утром, ручки! (Поглаживать то одну, то другую руку)
- Вы проснулись? (Хлопки в ладоши)
- С добрым утром, ножки! (Поглаживание коленок)
- Вы проснулись? (Потопать ногами)
- С добрым утром, солнце! (Поднять руки в верх)
- Мы проснулись! (Посмотреть на солнце).
Воспитатель: - Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Вот мы и готовы отправиться в путь. А на чем мы отправимся в путь - отгадайте:
Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
- Верно, давайте представим, что мы едем на поезде. Занимайте места в своих купе (дети встают друг за другом).
- Чух-чух-чух! Поехали! (дети имитируют поезд).
- Вот мы и приехали в гости к хозяюшке Дуняше. А живёт она вон в том домике (указывает на макет домика). Сейчас мы тихонько подойдем и посмотрим, что там она делает (Вместе идут и заглядывают в окошко).
Дети: - А там нет Дуняши.
Воспитатель: - Да действительно, ребята, в домике никого нет. Наверное, Дуняша пошла на базар. Давайте подождём её, а пока поиграем.
- Мы с вами знаем пословицы и поговорки об одежде.
Пословицы и поговорки про одежду. Игра «Я начну, а ты продолжи».
«Друг лучше старый, а платье новое».
«По одежке встречают, по уму провожают».
«Какова пряха, такова и рубаха».
«Не одежда красит человека, а добрые дела».
Игра «Наоборот»
Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Длинный – короткий
Чистый – грязный.
2) Воспитатель: - Присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, вы уже знаете, что раньше люди на Руси в основном жили в деревянных домах, как и наша Дуняша. И, наверно, знаете, что они носили одежду не такую, как мы сейчас с вами. (ответы детей).
- Как вы думаете, ребята, в какой одежде ушла на базар Дуняша? (ответы детей). Давайте мы с вами узнаем, в чем же могла пойти Дуняша на базар, послушаем истории об одежде. Будьте внимательными! «Сядем рядком, да поговорим ладком». Сегодня я расскажу вам о том, как люди одевались в старину.
(Слайд-1). Рубаха.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском. Рубаху шили из льна, льняной ткани. Льняная одежда экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой. Если ткань изо льна ткали дома, ее называли домотканой.
Значит, рубашки, какие? (Льняные, домотканые).
(Слайд-2). Женская одежда.
Сарафан носили на Руси в будни и в праздники. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебёдушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками.
А вы знаете, что со времён Древней Руси «красный» значит, красивый, а потому праздничный, нарядный.
Голова женщины должна быть всегда прикрыта.
Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы. Богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери.
Женщины спереди на юбку надевали передник. Он защищал одежду во время работы. Передники были рабочие и праздничные украшенные.
Вот так одевались женщины на Руси.
Давайте рассмотрим женский наряд. Подойдите поближе (дети подходят к вешалке с женским русским народным костюмом).
- Ребята, что здесь вы видите? Из чего состоит женский костюм? (сарафан, рубашка, передник, головной убор, кокошник). Чем украшена одежда? (лентами, цветными полосками, вышивкой, бусинками).
Игра «Какой сарафан, кокошник, рубашка?» (подбор прилагательных).
Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый, разноцветный, новый, праздничный…
Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный, узорчатый, праздничный…
Рубашка – удобная, нарядная, вышитая, праздничная, женская, новая…
(Слайд-3). Мужская одежда.
Присаживайтесь на стульчики.
Продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду.
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и штаны.
Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. У неё были длинные и широкие рукава. Не закатав рукава работать было невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).
На голове мужчины носили картуз.
Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи был кафтан. Для богатых шились очень длинные кафтаны.
В холодную зиму носили шубы, а на голову мужчины одевали колпак.
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс. Для чего носили пояс? Пояс носили для тепла, оберега, а также, чтобы носить за поясом инструменты.
Воспитатель:
- Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?
Дети: Рубаха, косоворотка, штаны, кафтан, шуба, колпак, картуз, пояс.
Вот так одевались мужчины в Древней Руси.
(Слайд-4). Детская одежда.
Одежда детей состояла из таких же элементов, как и у взрослых.
3) Воспитатель:
- А сейчас мы с вами немного разомнёмся и поиграем.
Русская хороводная игра «Сахаринка» (Архангельская область).
Правила игры:
1. Считалкой выбирается ведущий - «сахаринка». Он стоит в середине круга с белым платочком в руке.
2. Дети идут по кругу и произносят слова, действуя по тексту:
«Сахаринка на полу, на полу.
Не лениво сахаринку подниму.
Сахар съела, песню спела («Сахаринка» танцует, машет платочком, дети хлопают)
Обнимать дружка хотела!»
3. «Сахаринка» выбирает себе дружка, передаёт ему платочек; дети встают друг к другу спинами и на счёт «Раз, два, три!» поворачивают свою голову в сторону. Если направление поворота головы у детей совпадут, то все говорят: «Обнимайтесь!». Если не в одну, все говорят: «Расходитесь!».
4. Игра продолжается дальше с новым ведущим.
5. Игра проигрывается 2-3 раза.
4) Воспитатель:
- Ребята, присаживайтесь на стульчики за столы.
А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась узорами, вышивкой в виде орнамента. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть», то есть увидеть. Увидеть красоту. (Словарная работа).
- В старые времена на подоле, воротнике и рукаве рубахи мастерицы пришивали узорную полосу, на которой вышивали прямые и волнистые линии, разноцветные знаки, символы: ромбы, квадраты, круги, кресты, цветы, птицы, деревья, растения, солнце, землю, воду.
Воспитатель: - Для чего вышивали символы?
Дети: - Они оберегали человека.
Воспитатель: - Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил, от разных неприятностей, приносила в дом счастье. Поэтому её еще называют оберегом. (Словарная работа.)
Оберег – талисман; предмет, по вере людей обладающий волшебной силой.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что каждый знак обозначал свой символ?
Это не просто крестики и ромбики, волны и кружочки. Каждый символ имел своё значение:
Круг - символ солнца;
Крест - оберегал людей от злых сил;
Квадрат и Ромб – символ земли;
Волнистые линии - вода;
Цветы - символ богатства.
Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие;
Жёлтый – тепло и ласка;
Синий – радость;
Зелёный – здоровье;
Чёрный – богатство.
(Слайд-5). Символы оберегов.
Ребята, посмотрите, вот так выглядели разные символы оберегов.
(Слайд-6). Примеры оберегов.
Воспитатель:
- Давайте мы с вами попытаемся создать свой оберег на полосках бумаги разной длины, ширины и формы.
Задание: «Нарисуй свой узор-оберег».
На какой части одежды наносили вышивку (оберег)?
Дети: - Подол, края рукава, ворот.
Воспитатель: - А где ещё?
Дети: На украшениях.
Воспитатель: - Да. Берите полоски бумаги с лентами, на которых нарисуете цветными карандашами, мелками или фломастерами свои узоры на своём обереге - талисмане. А я сделаю оберег в подарок для Дуняши.
Пока ребята выполняют работу звучит народная музыка.
Воспитатель: - Вы молодцы, потрудились на славу, посмотрите какие великолепные, красочные узоры получились на ваших оберегах. (Ребята встают и осматривают работы).
5) Сюрпризный момент: стучат в дверь.
- Кто там? Давайте посмотрим! (Появляется кукла Дуняша в русском народном костюме).
Воспитатель: - Ребята, это хозяюшка Дуняша пришла! Где же ты была, Дуняша?
Дуняша:
- Здравствуйте, детушки! Уж как я рада вас видеть! Спасибо, что ко мне зашли. Была я на базаре. Вот купила там необычный сундучок. Хочу с вами поиграть. Отгадайте загадки из моего сундучка.
Загадки про элементы костюма
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный… (сарафан).
Ходит девица с косой
С непокрытой головой,
Красоте помощник-
Расписной… (кокошник).
Ворот вышит,
А застёжка сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как… (косоворотка).
Дуняша:
- А сейчас приглашаю вас поиграть в игру. Игра называется «А у нас».
- Я буду называть элемент русского костюма, а вы называйте, как этот элемент костюма называется у нас сейчас:
- в русском народном костюме лапти, а у нас - ……. (туфли, ботинки, сандалии)
- в русском народном костюме передник, а у нас – ………(фартук)
- в русском народном костюме картуз, а у нас - …………... (кепка, бейсболка)
- в русском народном костюме сарафан, а у нас - ……………. (сарафан)
Дуняша:
- Молодцы ребята, все загадки мои отгадали! Ребята, подождите! Я в дом только загляну. Вот вам раскраски - в подарок от меня. Спасибо вам, приходите ещё! А теперь пора прощаться. До свидания, люди добрые, добры молодцы и красны девицы!
(Дуняша «уходит» к себе в домик).
Воспитатель:
- Пора и нам возвращаться в детский сад. Занимайте места в купе и поедем на поезде.
- Чух-чух-чух! (дети имитируют поезд)
- Вот мы и приехали.
6) Рефлексия:
- Вам понравилось в гостях у Дуняши? Что вы там делали? О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали на занятии? (ответы детей).
- Какие элементы русского-народного костюма вы запомнили? (ответы детей).
- Ребята, какие бывают символы? Круг - символ чего? А ромб и квадрат? А цветы? (ответы детей).
- Молодцы! Всем большое спасибо!
Автор(ы): Береснева Снежана Викторовна
Приложения: