Инклюзивное образование и его особенности
Соболева Наталия Сергеевна
Инклюзивное образование означает систему обучения, основанную на признании и уважении уникальности каждого обучающегося. Его главная задача – обеспечить среду, подходящую и удобную для любого человека, вне зависимости от его физического состояния, социального положения или психологических характеристик.
Что учесть педагогам? В такой системе внимание уделяется адаптации учебного процесса к нуждам учащихся, обеспечению равных возможностей для получения знаний и развития способностей. Это касается подготовки помещений или материалов и формирования толерантного отношения в обществе.
Понятие инклюзии в системе образования
На закате ХХ века во многих передовых странах мира, включая США, Великобританию, Швецию, Германию и скандинавские государства, основным направлением в сфере образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование. Этот подход предполагает включение таких детей в общеобразовательный процесс с обеспечением им дополнительных специальных условий, помощи и поддержки для успешного обучения.
Интегрированное образование предусматривает создание специальных коррекционных классов в обычных школах и групп в детских садах. Это первый шаг от традиционной системы специального образования, которая разделяла детей на «обычных» и «особых», к системе, признающей и ценящей разнообразие среди учащихся и рассматривающей каждого ребенка как полноправного участника образовательного процесса.
Опыт внедрения интегрированных программ как в России, так и в мире показывает, что индивидуальный подход к детям с особыми потребностями является ключевым для каждого ребенка и открывает новые возможности для детей с нормативным развитием. Однако выделение специальных классов и групп для детей с особыми потребностями часто приводит к их социальной изоляции и созданию преград в общении со сверстниками.
Именно поэтому концепция интеграции постепенно уступает место идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с различными потребностями с учетом их индивидуальных особенностей.
Концепция инклюзивного образования представляет собой осознание уникальности каждого ребенка и его потенциала для обучения. Осуществляется это путем адаптации подходов обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика. Это гибкая система, в которой учитываются не только потребности детей с различными видами развития, но также их этническая принадлежность, пол, возраст и социальное окружение. В такой системе обучения акцент делается на приспособлении образовательного процесса к нуждам каждого ребенка, а не на приучении ребенка к стандартной системе.
ермин «инклюзия» пока еще не имеет четкого определения, и в литературе можно найти разные интерпретации:
- Инклюзивное образование – это процесс признания и учета разнообразия потребностей всех учеников.
- Инклюзия – это процесс обеспечения полного участия всех граждан в обществе, включая тех, кто сталкивается с физическими или иными трудностями.
- Инклюзия – это ощущение принадлежности к сообществу, где каждый ученик может активно участвовать в жизни школы или другого образовательного учреждения.
- Инклюзия – это обеспечение возможности для всех учеников активно взаимодействовать и заботиться друг о друге в рамках образовательной среды.
Изучение понятия «инклюзия» отличается разнообразием интерпретаций, так как это процесс, направленный на создание новых методов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника. Поэтому определение данного концепта может различаться в зависимости от контекста обучения и индивидуальных особенностей аудитории.
Важность инклюзивного образования является несомненной. По данным на 2022 год, количество детей с особенностями физического и психического развития в России превышала 700 тысяч. Согласно законодательству об образовании, каждый из них имеет право на получение знаний и навыков, независимо от своих отклонений от нормы. В настоящее время многие из этих детей обучаются в обычных учебных заведениях благодаря созданию специальных условий.
Главная цель инклюзивного образования заключается в том, чтобы обеспечить детям с инвалидностью возможность учиться вместе с другими, не сталкиваясь с трудностями, характерными для индивидуального обучения. Основное различие между инклюзией и предыдущими методами заключается в том, что она позволяет этим детям быть частью школьного коллектива, общаться с другими учениками и участвовать в жизни школы.
Центральной идеей инклюзивного образования является акцент на ценности и уникальности каждого человека. Цель инклюзивного образования – внедрение в сознание детей идеи о том, что каждый из них, независимо от своих особенностей, имеет право на образование, общение с другими учениками, занятия творчеством, спортом и физкультурой. Сегодня общество открыто для всех, и наличие инвалидности не должно стать препятствием для активной жизни и полноценного участия в социальной деятельности.
Для детей с особыми внешкольными образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья) современное инклюзивное образование представляет собой возможность не терять связь с семьей, а оставаться близко к родным, вместо того чтобы находиться в специальном интернате, который может располагаться на значительном удалении от дома. Учеба в обычной школе позволяет им поддерживать семейные узы, проживать с родственниками и чувствовать постоянную поддержку со стороны близких.
По сравнению с другими методами обучения инклюзивное образование имеет свои позитивные и отрицательные стороны. Среди достоинств можно выделить:
- Расширение круга общения за счет инклюзивного образования, открывающего возможности взаимодействия с различными людьми, включая тех, кто не имеет ограничений в здоровье. До внедрения инклюзивного образования дети с особыми потребностями имели ограниченные возможности для общения и в основном взаимодействовали только с родственниками или посетителями специализированных центров.
- Возможность полноценной интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями также имеют право на участие в различных культурных мероприятиях, таких как выставки, экспозиции в музеях и театральные представления. Однако для них важно создать доступную и адаптированную среду.
- Получение коррекционной, психологической и социальной поддержки как во время обучения, так и в повседневной жизни. Такая поддержка оказывается специалистами, обученными в области инклюзивного образования.
- Инклюзивное образование способствует развитию навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом осуществляется при помощи тьютора, который выступает посредником между учащимися с особыми потребностями и другими участниками образовательного процесса. Тьютор сопровождает особого ученика на всех этапах его обучения.При оценке инклюзивного обучения важно не упускать из виду его недостатки.
Среди них можно выделить:
- Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, таких как воспитатели, учителя, психологи, дефектологи и логопеды, имеющие опыт работы с детьми с особыми потребностями.
- Часто преподаватели относятся к учащимся с особыми потребностями с недостаточным вниманием, что может привести к несправедливой оценке их знаний и навыков.
- Общегосударственные учебные программы, как правило, не учитывают индивидуальные потребности определенных учащихся, что может привести к ограничениям в образовании на определенном этапе.
- Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, зачастую сталкиваются с недостаточным доступом к информации, что может ограничить образовательные возможности их детей.
- Для достижения лучших результатов в обучении и развитии детей необходимо повышение качества как инклюзивного, так и традиционного школьного образования.
Автор(ы): Соболева Наталия Сергеевна
Приложения: