Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТНР
В гости к зебре
Чернышева Елена Николаевна
Цель – развитие связной речи, расширение и обогащение пассивного и активного словаря детей.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран
- активизировать словарь по теме за счёт существительных, прилагательных, образования сложносочинённых прилагательных (толстокожий, длинношеий, острозубый, и т.д.)
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей, дополнять ответы других детей
- формировать положительное отношение к учебной деятельности
- прививать любовь и бережное отношение к животным
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, интерес к жизни животных
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление
- развивать речевую деятельность
Материалы: карта Африки, чудо-дерево с силуэтами животных (лев, жираф, зебра, слон, бегемот, обезьяна); мячик, игрушки животных. Аудиозапись голосов животных, песня Красной Шапочки.
Предварительная работа:
Организация развивающей среды (выставка книг о животных жарких стран, картинки с животными по теме для рассматривания). Беседы с детьми о животных жарких стран, чтение познавательной и художественной литературы, отгадывание загадок, составление описательных рассказов. Рисование, аппликация, лепка животных в свободной деятельности, сюжетные игры «Зоопарк», «Сафарипарк», настольные игры.
Воспитатель вместе с детьми входит в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать? (-Да.)
- Давайте сейчас отправимся в путешествие. Куда? А вы мне сами потом скажете. Для этого нам надо встать в круг.
Поскорее встанем в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Мы ногами топнем,
Мы в ладоши хлопнем,
Друга за руку возьмём
И пойдём, пойдём, пойдём.
(дети цепочкой за воспитателем под фонограмму песни «Про красную Шапочку» подходят к магнитной доске, на которой расположена карта Африки)
Воспитатель:
- Вот мы с вами и очутились в Африке. Что вы можете рассказать об этом континенте кроме того, что он второй по величине материк в мире? Чем ещё интересна Африка?
Дети: - Самый жаркий материк в мире, здесь находится самая большая пустыня Сахара, живёт самое большое животное – слон, самое высокое животное – жираф, самое быстрое животное – гепард.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами попробуем отыскать этих животных. А как можно узнать животное, если его не видишь?
Дети: - По голосу, по тени, по следам.
Воспитатель:
- Давайте попробуем это сделать. ( сдвигает карту, под ней на дереве висят тени животных)
- А как в Африке, в саванне,
Чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нём, не цветочки на нём.
Вы, ребята, посмотрите, что увидели, скажите.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, там тени животных. Я увидела тень слона, а ты, Марк, чью тень увидел?
Дети:
- Я увидел тень льва
- Я увидел тень жирафа… (воспитатель рядом прикрепляет животное, чью тень ребёнок назвал).
Воспитатель:
Здесь очень жарко и солнце светит ярко. От такой жары животных спасёт только вода. Послушайте загадку и скажите, о чём она.
«Туда по тропе все звери идут,
Там в жаркой саванне животные пьют.
Вода там вкусней лимонада,
Ее пить животные рады!» (водопой)
Воспитатель:
- А что такое водопой? (Это место, где животные пьют воду).
- Возьмите животных и подведите их к водопою. (на столе стоят игрушки животных, на другом конце стола – «озеро»).
Воспитатель:
-Вероника, у тебя кто идет на водопой?
Дети: (Дети говорят по цепочке).
-К водопою идет зебра.
-К водопою идет лев.
Воспитатель: - Пока звери утоляют жажду, мы немножко поиграем .
Голос: - Я тоже хочу с вами поиграть.
Воспитатель: - Ой! Кто это говорит? (берёт рукавичку-зебру и надевает её на руку).
Зебра: - Ребята, здравствуйте! Вы так интересно обо всём рассказываете… Я тоже хочу с вами погулять по моей саванне и поиграть с вами. Я очень рада, что вы оказались на моей родине, в Африке. Давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Если в жаркую страну сжимать и разжимать пальцы в кулак
Я случайно попаду,
То увижу там шакала, сделать «бинокль», смотреть , поворачивая голову
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва, загибать по 1 пальцу на обеих руках
Крокодила и слона.
Хорошо живётся им – показать большие пальцы обеими руками
Не бывает снежных зим! руки «крестиком» - запрет
Дети садятся полукругом.
Воспитатель от имени зебры:
- Я хочу загадать вам загадки о моих друзьях-животных, а вы будете их отгадывать, будьте внимательны, чтобы не ошибиться.
Он - крупнее всех на суше,
У него большие уши.
Ноги, как колонны,
Средний вес – три тонны.
Дети: - Слон.
Воспитатель (зебра): Правильно. А что вы знаете про слона?
Рассказ детей:
-Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?
Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Слоны совсем не умеют бегать, только быстро ходят, но зато они хорошие пловцы. Слоны, как и люди, могут быть правшами и левшами. Это заметно по тому, каким бивнем слон предпочитает работать. Большинство слонов правши.
Воспитатель (зебра): - Слон, какой?
Дети: - Большой, огромный, сильный, добрый, умный, большеухий, толстокожий.
Воспитатель (зебра):
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Воспитатель (зебра): Кто нам расскажет про бегемота?
Рассказ детей:
Бегемот – огромное и тяжелое животное. Днём больше времени он проводит в воде, так как на солнце шкура очень нагревается, ест ночью, съедает 50-60 кг. травы. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Бегемот травоядное животное, но хищники опасаются на него нападать, так как он страшен в гневе, у него ужасные зубы, особенно нижние клыки, которые растут всю жизнь и достигают длины 50см. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает, на ногах между пальцами есть плавательные перепонки, и быстро бегает по суше.
У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами). Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель(зебра): - Бегемот какой?
- Ответы детей (толстокожий, огромный, большой, тяжелый)
Зебра:
- Ребята, скажите, чем похожи слон и бегемот? (ответы детей: живут в Африке, оба серого цвета, толстые, травоядные, умеют плавать).
- А чем они отличаются? (Слон высокий, а бегемот низкий. У слона большие уши, а у бегемота маленькие. У слона есть хобот, а у бегемота нет. У бегемота огромный рот, а у слона маленький.)
Зебра:
Он самый главный из зверей,
Он всех важней и всех сильней,
Он царь зверей, и знают дети
Рычит он громче всех на свете.
Дети: Лев.
Воспитатель(зебра): - Что можете рассказать про льва?
Рассказ детей:
Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Львы настоящие сони, они могут спать до 20 часов в сутки. Львы охотятся только тогда, когда голодны, так что рядом с сытым львом даже зебры могут спать спокойно. Отбирать добычу у других хищников не в стиле львов, они брезгуют есть то, к чему прикасался шакал или гиена.
Воспитатель( зебра): - Лев, какой? (хищный, грозный, сильный, ленивый).
Из кошачьей он семьи,
Но попробуй, догони.
Он не тигр, не леопард,
Самый быстрый зверь - …(гепард)
- Что вы знаете о гепарде?
Рассказ детей:
У гепарда довольно длинное туловище, короткий мех жёлто-песочного цвета с чёрными пятнами. Гепардов осталось очень мало на планете, они занесены в Красную книгу природы. Самое быстрое животное на планете, превосходный охотник.
Зебра: - Чем похожи лев и гепард? (африканские животные, хищники, есть когти, усы, хорошо бегают).
- Чем отличаются? (У гепарда шерсть пятнистая, а у льва однотонная. У льва есть грива, а у гепарда нет. У льва есть кисточка на хвосте, а у гепарда нет).
Воспитатель (зебра):
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей
И питается он листьями –
Листьями с деревьев.
Дети: - Жираф
Воспитатель (зебра): - Что интересного вы знаете о жирафе?
Рассказ детей:
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. Жирафы мало спят, примерно 1 час в сутки, спят стоя, остальное время они едят. Жираф, как и верблюд, может тоже долго обходиться без воды в течение нескольких недель, получая влагу с растительной пищей. Язык у жирафов длинный, примерно 50 см., чёрного цвета. Жирафы очень хорошо видят, могут увидеть своих сородичей на расстоянии 1км.
Воспитатель: Жираф, какой? (высокий, пятнистый, спокойный, длинноногий).
Воспитатель (зебра):
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это?
Дети: - Зебры.
Воспитатель (зебра): Что вы можете рассказать о зебре?
Рассказ детей:
Зебры – командные животные, живут табунами. У зебр отличная память и зрение, они прекрасно узнают своих родственников и друзей издалека по узору полос. Узор у каждой зебры свой, нет двух одинаковых. Чаще всего зебры спят стоя, молоко у мамы-зебры не белого, а нежно розового цвета. Максимальная скорость 55км/ч, зебры очень манёвренные животные, убегая от врагов, мечутся из стороны в сторону, что сильно сбивает с толку нападающего.
Воспитатель (зебра): - А мы, зебры какие? (полосатые, быстрые, командные, ловкие).
- Чем похожи жираф и зебра? (Живут в Африке, есть длинные ноги с копытами, чтобы защищаться от хищников, травоядные, на хвостах есть кисточки, чтобы отгонять насекомых).
- Чем отличаются? (У жирафа шерсть пятнистая, а у зебры полосатая. У жирафа шея длинная, а у зебры короткая. У жирафа есть рожки, а у зебры нет).
Воспитатель (зебра): А каких еще животных Африки вы ещё знаете?
(Дети перечисляют: носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель (зебра): Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных жарких стран. А теперь давайте немножко отдохнём.
Физминутка:
Это лев, он царь зверей, показать горделивую осанку
В мире нет его сильней.
А смешные обезьяны растопыренные ладоши к ушам, можно высунуть язык,
Раскачали все лианы. покачать головой
А вот умный добрый слон ладони прижать к голове, руки согнуты в локтях,
Посылает вам поклон. киваем головой.
Леопард так быстро скачет, прыжки на двух ногах, руки на поясе
Словно мой любимый мячик.
Зебра головой кивает, руки за спину, киваем головой
К себе в гости приглашает.
Воспитатель (зебра): - Я ещё приготовила для вас трудное задание. Надо из нескольких слов составить одно. Становитесь в круг (игра с мячом).
- У слона большие уши, он – большеухий
-У бегемота толстая кожа, он – толстокожий
- У жирафа длинная шея, он – длинношеий
-У зебры быстрые ноги, она – быстроногая
- У бегемота большой рот, он – большеротый
-У крокодила острые зубы, он – острозубый
- У обезьяны цепкий хвост, она – цепкохвостая.
Воспитатель (зебра):
-Молодцы, справились с таким сложным заданием. У меня осталось ещё одно интересное задание для вас. Вы смогли узнать животное по его тени, а сможете ли вы отгадать животное по его голосу? Давайте попробуем. (звукозапись голосов животных).
Зебра: - И с этим заданием вы тоже смогли справиться. Мне было с вами очень интересно, но мне пора возвращаться к своим друзьям, а вам в детский сад.
Воспитатель: - Ребята, давайте попрощаемся с зеброй, скажем ей «спасибо», что поиграла с нами, пусть бежит к своим друзьям. (снимает рукавичку и кладёт к зверям на водопое).
Итог занятия.
Воспитатель:
Вы прекрасно справились со всеми заданиями. На этом наше путешествие подошло к концу и нам предстоит возвращать в группу.
Повторяйте за мной:
Два раза похлопали,
Три раза потопали,
Вокруг себя повернись,
В группе окажись.
- Вот мы снова в детском саду. Но перед тем как закончить наше путешествие вспомним, где мы побывали и что мы повидали.
Закончите мою фразу:
-Вечером я расскажу родителям о…
А теперь подойдите к столам. На столах лежат смайлики.
- Ребята, что не хватает нашим смайликам? (Ротиков)
- Дорисуйте ротики. Оцените свою работу на занятии
Улыбку - если вам все понравилось, вам было интересно, и вы отвечали на вопросы.
Грустный ротик – если вы не все поняли, вы затруднялись отвечать на вопросы.
Вы большие Молодцы!
- А на память о нашем путешествии зебра оставила нам раскраски. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём раскрашивать животных.
Автор(ы): Чернышева Елена Николаевна
Приложения: