Инклюзивное образование
Федорова Оксана Сергеевна
Инклюзия, простыми словами, — это включенность людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Слово произошло от английского inclusion, «включение». Эта идея подразумевает не только доступность и удобство среды — обучения, работы, транспорта, жилых домов, общественных пространств — но и адекватное принятие обществом всех своих членов.
Инклюзивное обучение — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное среднее образование приносит пользу особенным детям. Они получают максимум возможностей от учебного процесса и становятся частью общества. К такому образованию должны быть подготовлены и школы, и преподаватели.
Альтернативный вариант — специальные или коррекционные школы. Их плюс — разработанные специально для детей с особенностями программы обучения, минус — изоляция детей от общества с его разнообразием. Кроме того, образование в специальных школах зачастую подразумевает проживание в интернате, поскольку есть они далеко не во всех населенных пунктах. И наконец, коррекционное образование строится на медицинской модели инвалидности, которая фокусируется только на диагнозе ребенка, не учитывая никаких дополнительных факторов.
Родители могут выбрать, где именно будет учиться ребенок: совместно со школьниками без особенностей здоровья или в отдельном классе, специальной школе или особом учреждении — например, в детском реабилитационном центре, центрах психолого-педагогической или медико-социальной помощи.
Если родители выбрали обычную школу, отказать в зачислении могут, только если в классах нет свободных мест. В этом случае найти школу помогут районные управления или комитеты по образованию. Исключение — школы с конкурсным отбором: даже если там есть места, зачислить туда ребенка можно только по результатам экзаменов.
Если для успешной социализации и обучения ребенку нужны специальные условия, школа создаст их на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ПМПК. На это государство выделит отдельное финансирование. В заключении ПМПК может указать как необходимое оборудование, так и услуги дополнительных специалистов.
Программа должна корректироваться в зависимости от психофизических возможностей ребенка. На каждого такого ребенка составляется своя индивидуальная программа, по которой работает педагог и учится ребенок.
Чтобы успешно включить в образовательный процесс ребенка с особыми возможностями здоровья, понадобится:
1. Служба сопровождения.
Преподавателям нужна помощь, чтобы они смогли модифицировать учебные материалы и задания под индивидуальные особенности конкретного ребенка.
Помочь в этом ему должны специалисты службы сопровождения, которые понимают потребности детей с теми или иными нарушениями: педагоги-психологи, логопеды, социальные и специальные педагоги, тьюторы. Их задача — не только рассказать, что нужно делать учителям, но и самим быть частью образовательного процесса: проводить оценку поведения учеников с особенностями, выстраивать программу обучения и помощи, объяснять особенности нового ученика и взрослым, и детям.
2. Оборудование.
Инклюзия во многих случаях предполагает изменение среды и материалов. Например, могут понадобиться пандусы и подъемники, которые есть далеко не во всех школах. А также системы дополнительной или альтернативной коммуникации — планшеты и компьютеры, на которых ребенок будет выполнять задания. Еще нужны надписи, учебники и пособия для детей, которые пользуются шрифтом Брайля.
3. Дополнительная работа со всеми сотрудниками школы.
Инклюзия предполагает, что потребности детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охрана, и родители типично развивающихся детей.
Автор(ы): Федорова Оксана Сергеевна
Приложения: