Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(платные образовательные услуги)
Математика вокруг нас.
«Математическая шкатулка»
Самарцева Татьяна Михайловна
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации программы: 1 год.
№ | Наименование раздела | |
1 | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | |
1.1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1.1.1. | Направленность программы. | |
1.1.2. | Актуальность программы. | |
1.1.3. | Отличительные особенности программы. | |
1.1.4. | Адресат программы. | |
1.1.5. | Объем программы. | |
1.1.6. | Формы обучения и виды занятий по программе. | |
1.1.7. | Режим занятий. | |
1.2. | Цели и задачи программы. | |
1.3. | Содержание программы. | |
1.3.1. | Учебный план. | |
1.3.2. | Учебно-тематический план. | |
1.3.3. | Содержание учебно-тематического планирования. | |
1.4. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
2. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | |
2.1. | Календарный учебный график | |
2.2. | Условия реализации программы | |
2.3. | Методическое обеспечение программы | |
3. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
1. Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы:
актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Новизна и отличительные особенности программы:
новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Адресат программы:
Возраст обучающихся по программе10-11 лет
Объем программы: 30 часов.
Форма обучения:
-групповые формы работы;
-индивидуальные формы работы;
-познавательно-развлекательные игры;
-подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах
Виды занятий:
Виды занятий состоят из:
- решения познавательных задач;
- выполнения упражнений;
- практической, самостоятельной, контрольной работы;
- круглого стола;
- игры;
- исследований;
Режим занятий:
занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
– создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования УУД, логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, привития интереса учащихся к математике.
Задачи программы:
1.Образовательные:
изучение тематического материала на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов.
2.Воспитательные:
воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности, интереса к изучаемому предмету.
3.Развивающие: развитие памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Числа и операции над ними | 5 |
3 | Геометрические фигуры и величины | 10 |
4 | Текстовые задачи | 10 |
5 | Многоугольники | 4 |
Всего: 30 |
Тематическое планирование
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Формы аттестации / контроля | |
1. | Вводное занятие «Открываем математическую шкатулку» | 1
|
| практическая работа | |
| 2. Числа и операции над ними (5 часов) | ||||
1 | Числа-великаны | 1
|
| творческие работы | |
2 | Числовые головоломки. Ребусы. |
1
|
| конкурс на лучшую презентацию | |
3 | В царстве смекалки. | 1
|
| исследовательские работы | |
4 | Загадочность цифр и чисел. |
1
|
| логические квадраты закономерности | |
5 | Математическая игра «Умники и умницы» | 1
|
| решение нестандартных математических заданий | |
| 3. Геометрические фигуры и величины (10 часов) | ||||
1 | «Путешествие в страну Геометрию» | 1 |
| исследовательские работы | |
2 | Занимательное моделирование. | 1
|
| презентации | |
3 | Выбери маршрут. Единицы длины километр. |
1 |
| исследовательские работы | |
4 | Конструирование геометрических фигур. |
1 |
| практическая работа
| |
5 | Геометрический калейдоскоп. | 1 |
| творческая работа | |
6 | Путешествие точки. | 1 |
| исследовательские работы | |
7 | Решение ребусов и логических задач. |
1 |
| «мозговой штурм «тестирование» | |
8 | Геометрические представления: четырехугольная пирамида, параллелепипед. |
1 |
| презентации | |
9 | Преобразование фигур на плоскости. | 1 |
| презентации | |
10 | Симметрия фигур. | 1 |
| выставка альбомов «Узоры геометрии» | |
| 4.Текстовые задачи (10 часов) | ||||
1 | Мир занимательных задач. Отгадывание ребусов. | 1 |
| презентации | |
2 | Решение логических задач. | 1 |
| практическая работа | |
3 | Составление ребусов и логических задач. | 1 |
| творческая работа | |
4 | Задачи с изменением вопроса. | 2 |
| практическая работа
| |
5 | Преобразование задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот. |
1 |
| практическая работа
| |
6 | Составление и решение задач с единицами длины. | 1 |
| исследовательские работы | |
7 | Задачи с неполными данными. | 1 |
| практическая работа | |
8 | Мир занимательных задач. | 1 |
| конкурс на лучший «Решебник» | |
9 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 |
| практическая работа
| |
10 | Задачи-смекалки. Решение нестандартных задач | 2 |
| тестирование | |
| 5. Многоугольники (4 часа) | ||||
1 | Прямоугольник, квадрат и ромб. | 1
|
| презентации | |
2 | Периметр многоугольника. Решение задач на нахождение периметра, площади. | 1
|
| тестирование | |
3 | Виды треугольников. Периметр треугольника. Решение задач на нахождение периметра. | 1 |
| тестирование | |
4 | Фестиваль геометрических фигур. | 1 |
| творческая работа | |
Итого: | 30 |
|
| ||
Содержание Тематического планирования
1 раздел. Вводное занятие
Разгадка «математических фокусов»
2 раздел. Числа и операции над ними
Как велик миллион, загадочность цифр и чисел (математические игры, составление алгоритмов, заполнение волшебного квадрата по его началу, самостоятельное составление волшебного квадрата, задания на развитие пространственных представлений, отработка навыка деления и умножения.)
3 раздел. Геометрические фигуры и величины
Пространственные представления. Ребусы.
(Построение конструкции по заданному образцу. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Исследовательские творческие задания.)
4 раздел. Текстовые задачи
Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование). Решение задач повышенной трудности.
(решение задач разными способами, составление алгоритмов, блок-схем, математические игры, работа с информацией, презентация.)
5 раздел. Многоугольники
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе, различные способы изображения объемных тел на плоскости.
(конструирование геометрических фигур.)
Планируемые результаты:
-расширить и углубить кругозор учеников в различных областях элементарной математики;
-развить математический образ мышления школьников;
-развить исследовательскую активность детей;
-ознакомить с научной картиной мира;
-сформировать творческое мышление;
-развить умения решать задачи различного уровня сложности;
-помогать успешному выступлению на олимпиадах, математических играх и конкурсах.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график. 2023-2024 учебный год
Начало занятий - 18 сентября 2023 года по 24 мая 2024
Продолжительность учебной недели:
- для обучающихся 1-4 классов - 5 дней
Продолжительность учебного года:
1 -4 класс - 25 учебных недель
Продолжительность занятия: 45 минут
Каникулы:
- осенние - с 30.10.2023 по 05.11.2023
- зимние с 01.01.2023 по 09.01.2024
- весенние с 25.03.2024 по 31.04.2024
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут.
Условия реализации программы
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся обучающихся; на рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк.
Оборудование: Столы, стулья соответствуют нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Компьютер, доска, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.
Инструменты и материалы: тетради в клетку, ручки, карандаши, линейки, ластики.
Информационное обеспечение: схемы, папки с образцами.
Дидактический материал: карточки для практических и самостоятельных работ; образцы выполненных практических работ; методические пособия.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. (формы публичной презентации образовательных результатов программы).
Методическое обеспечение программы
Название учебной темы | Название и форма методического материала |
1.Вводное занятие | 1.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение», 2007 2.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург: «Лань», 2011. |
2.Числа и операции над ними | 1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 2.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград, 2012. |
3.Геометрические фигуры и величины | 1.http://www.labirint.ru/books/283374/ 2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/04/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass 3.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016 |
4.Текстовые задачи | 1.Олимпиадные задания. 3-4 классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, 2.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - Волгоград: Панорама, 2009. 3.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006 4. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. ... Голубь В.Т Издательство: Воронеж 2012 |
5.Многоугольники | 1.Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013 2.http://www.experimentanium.ru/ru/(музей занимательных наук) |
Автор(ы): Самарцева Татьяна Михайловна
Приложения: