Использование результатов Всероссийских проверочных
работ (ВПР) для оценки качества образования

Меркушова Юлия Александровна

Современные тенденции управления качеством образования требуют системного подхода к его оценке для формирования эффективных управленческих решений. В этой системе особое значение имеют оценочные процедуры как инструмент мониторинга и оценки качества образования. Анализ результатов оценочных процедур требует системности, а также умения сопоставлять и находить взаимосвязь между их результатами. 
Для того чтобы принятые управленческие решения способствовали повышению качества образования, ОО необходимо учитывать результаты федеральных оценочных процедур в рамках ЕСОКО – единой системы оценки качества образования, в которую входят ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО и оценка функциональной грамотности (по модели PISA и т.п.).

Анализ результатов оценочных процедур должен способствовать выработке мер по развитию и совершенствованию системы образования, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях. Реализация в полной мере цели развития компетенций педагогических работников зависит, в том числе, от своевременного выявления и устранения профессиональных дефицитов, что возможно сделать с помощью анализа результатов оценочных процедур в рамках ЕСОКО (единой системы качества образования), в частности анализа результатов Всероссийских проверочных работ. 

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – самая масштабная оценочная процедура, целью которой является мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и формирование единого образовательного пространства в нашей стране. ВПР является одной из наиболее информативных оценочных процедур с точки зрения оценки качества образования и принятия управленческих решений для его повышения.

ВПР является самой массовой, а потому и наиболее информативной оценочной процедурой. Охват наибольшего числа классов на разных ступенях обучения (4-8 класс, 10-11 класс) делает ВПР наиболее эффективным инструментом мониторинга предметных и метапредметных результатов обучающихся. Главное предназначение ВПР – дать оценку качества образования. Организацию проведения всероссийских проверочных работ, включая методическое обеспечение, осуществляет Рособрнадзор.  

Разработку заданий для ВПР и критериев оценивания осуществляет Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Задания ВПР проверяют наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы и компетенции по каждому учебному предмету. В процессе проверки оцениваются все основные элементы подготовки обучающихся по определенным предметам, которые обеспечивают учащимся возможность успешного продолжения образовательного пути и, в некоторой мере, демонстрируют степень их функциональной грамотности - способности выполнять практико-ориентированные задания в соответствии с их возрастом. Проверяемые требования к предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы представляют собой систему универсальных кодификаторов, составленных на основе ФГОС. В кодификаторе зафиксированы проверяемые требования к результатам освоения программы и также прописаны проверяемые элементы содержания. Отличительной особенностью ВПР является единый подход к составлению вариантов заданий, технологии проведения работ и методам оценивания. Также важно отметить, что при проведении ВПР активно задействуются современные технологии, позволяющие обеспечить единовременное выполнение работ, централизованный сбор и обработку результатов.

На региональном и муниципальном уровнях использование результатов ВПР позволяет выявить так называемые зоны риска, куда входят образовательные организации, показывающие необъективные или стабильно низкие результаты. Определение той или иной школы в группу риска происходит с учетом оценки динамики результатов и контекстных данных.

Для школы целесообразно использовать результаты ВПР по следующим основным направлениям:

- оценка качества индивидуальной предметной подготовки учащихся;

- уровень и качество учебной подготовки в школе.

Проведение школой ВПР при последующем анализе результатов дает возможность школам осуществлять самодиагностику, выявлять пробелы в знаниях учащихся для проведения последующей методической работы, корректировки образовательных маршрутов, а также для повышения квалификации педагогов с целью повышения качества преподавания. Оценку знаний учащихся школ закономерно проводить параллельно с исследованием профессиональных компетенций учителей.  Результативность деятельности учителя и школы во многом может быть улучшена благодаря вовремя выявленным учебным и профессиональным дефицитам на основе анализа ВПР.

Структура ВПР постепенно усложняется и планомерно подводит обучающихся к сдаче ОГЭ / ЕГЭ, позволяя в процессе написания работ оценивать собственные силы и собственный прогресс.

Для самой школы результаты ВПР могут быть важным ресурсом для оценки результатов обучающихся специализированных классов, поскольку обучение в них предполагает освоение дополнительных знаний по предмету или группе предметов соответствующего профильного направления и, соответственно, развития дополнительных соответствующих компетенций. Поэтому остается важным вопрос эффективности организации образовательного процесса по изучению отдельных предметов на углубленном уровне в специализированных, а также профильных и предпрофильных классах. Поскольку ожидается, что именно профильные предметы учащиеся будут выбирать для последующей сдачи ГИА, то в этом случае ВПР выступает в качестве инструмента оценки эффективности и целесообразности профильного обучения в конкретном классе, параллели или в целом в образовательной организации.

ВПР является внешней оценочной процедурой, поэтому ее принято считать процедурой независимой оценки качества подготовки обучающихся школ, несмотря на то, что вопрос объективности проведения и проверки работ остается открытым. Целевой установкой педагогов и администрации школы должна стать потребность оценить и определить реальные результаты учащихся посредством как внутренних, так и внешних оценочных процедур. при тенденции снижения уровня образовательных результатов необходимо оперативно определить причины проблем и способы их устранения.

Все больше увеличивается роль независимых исследований качества образования, которые проводятся на федеральном уровне (в первую очередь ВПР), а также увеличивается значимость проведения анализа на уровне ОО и фиксирования тех дефицитов, которые возможно будут выявлены в процессе проведения работ. Таким образом, объективность становится неотъемлемой частью проведения оценки качества образования.

Подходы к обработке и анализу результатов ВПР можно классифицировать следующим образом:

1.  С какой целью проводится анализ результатов ВПР:

а) для получения информации о качестве образования,

б) для получения информации об объективности оценивания.

2. На каком уровне проводится анализ результатов ВПР:

а) на уровне образовательной организации,

б) на уровне района, муниципалитета,

в) на уровне региона, страны.

3. Какие данные используются для анализа:

а) данные, представленные в личном кабинете на портале ФИС ОКО по одному предмету за один период,

б) данные ВПР по нескольким предметам одновременно и/или рассмотрение данных ВПР за несколько циклов,

в) данные нескольких оценочных процедур за один или несколько периодов.

При определении показателей, используемых для оценки качества образования, важно ответить на ряд вопросов:

─  что мы ходим оценить с помощью данного показателя?

─  как мы можем его интерпретировать, и какие выводы сможем сделать?

─  как мы будем рассчитывать данный показатель?  достоверны ли наши расчёты?

─  сможем ли связать данный показатель с другими результатами образования? 

Существующие практики использования показателей ВПР и последующего анализа качества образования сгруппированы в таблице 1.

 Таблица 1 – Основные показатели анализа ВПР и способы их использования

ПоказательЧто показываетДля чего может использоваться
Среднее значение первичного балла за работу и средняя отметка за ВПРв среднем с какую часть работы выполняют учащиесясам по себе показатель недостаточно информативен без рассмотрения совместно с другими показателями
Распределение отметок (доли отметок 
«2, 3, 4, 5»)
насколько высока доля учащихся, получивших неудовлетворительную отметку, или же, наоборот, положительную отметкувысокая доля неудовлетворительных отметок говорит о необходимости методической поддержки классу, школе
Распределение первичных балловналичие сильного разброса в баллах показывает неоднородность результатов; наличие же скачков на границе отметок с большой вероятностью говорит о необъективной проверке работопределения равномерности результатов, распределение результатов по группам для последующей адресной работы и выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов
Уровни выполнения заданий ВПРпозволяют увидеть в первую очередь образовательные дефицитыпри более глубоком анализе позволяют выявить педагогические дефициты

 

С помощью полученных в результате такого анализа данных появляется возможность решить широкий спектр задач по повышению качества образования на всех уровнях: региона, муниципалитета (района) и отдельной общеобразовательной организации (школы).

Основные задачи на уровне образовательной организации:

─   расчёт соответствующих показателей для выявления дефицитов, низких или необъективных результатов в соответствии с методикой анализа всероссийских проверочных работ в Санкт-Петербурге;

─   оценка предметных и метапредметных дефицитов с учетом контекстных данных конкретной образовательной организации (согласно системе присвоения маркеров низких и маркеров необъективных результатов).

Такой формат анализа результатов ВПР позволяет увидеть образовательные дефициты, определить наиболее вероятный перечень причин и предложить возможные пути устранения этих дефицитов.

Уровень, на котором проводится анализ результатов ВПР, также влияет на способ обработки данных. На более высоких уровнях управления цель состоит в выявлении потенциально проблемных образовательных организаций (зоны риска) и дальнейшую адресную работу с ними.

На уровне образовательной организации возможно формирование следующих отчетов:

-  статистика по отметкам,

-  сравнение отметок с отметками по журналу,

-  распределение первичных баллов,

-  выполнение заданий,

-  достижение планируемых результатов,

-  выполнение заданий группами участников.

Данная информация может использоваться на уровне образовательных организаций для следующих целей:

во-первых, для выявления обучающихся, к которым требуется индивидуальный подход, у которых имеются определенные проблемы в обучении, и которым требуется адресная помощь в преодолении учебных дефицитов;

во-вторых, для выявления областей, западающих у всех или большинства обучающихся и с большой вероятностью свидетельствующих о профессиональных дефицитах педагогов;

в-третьих, для определения объективности проведения работы и объективности последующего оценивания.

В большинстве случаев при обработке результатов ВПР используются данные из личного кабинета ФИС ОКО на различных уровнях управления. Поскольку эти данные хранятся за последние несколько периодов проведения ВПР (несколько лет), то это создает достаточно внушительную базу для анализа результатов ВПР, в том числе в динамике для оценки результативности и эффективности ранее принятых решений. Обработка результатов ВПР может быть представлена в виде различной инфографики, визуализирующей результат проведения ВПР в школах, а также включающая в себя первичную аналитику. Данные материалы могут быть использованы с целью мониторинга уровня подготовки обучающихся.

На основе материалов анализа ВПР может осуществляться следующая работа по оценке и управлению качеством образования:

1. На уровне района/муниципалитета методистами-предметниками составляются адресные методические рекомендации для отдельных школ (учителей, школьного методического объединения, администрации школы) и для районной системы образования;

2. Часть школ проводит самодиагностику на предмет образовательных дефицитов (данные анализа ВПР могут быть использованы для составления отчета о самообследовании ОО).

3. Возможно проведение мероприятий среди учителей-предметников и методистов с целью обмена опытом и совершенствования педагогического мастерства.

4. Возможно проведение мероприятий по повышению объективности ВПР (в первую очередь перепроверка работ независимыми экспертами).

Комплексная работа по устранению причин необъективных и неудовлетворительных результатов ВПР (или уменьшению степени их проявления) может оказать ощутимое положительное влияние на качество образования за счет регулярной внутренней диагностики слабых мест учебного процесса, своевременного выявления учебных и педагогических дефицитов и последующего планирования коррекционных действий и мероприятий. На уровне ВСОКО результаты ВПР помогают выявить тенденции в качестве образования образовательной организации, а также создают основу для принятия управленческих решений по совершенствованию всех аспектов образования.


Автор(ы): Меркушова Юлия Александровна
Приложения: