Романтизм как литературное направление.
Что должен знать ученик
Силина Светлана Вячеславовна
В пояснительной записке Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература» (предметная область «Русский язык и литература») прописаны цели и задачи изучения литературы. Далее я буду цитировать Федеральные рабочую программу, размещенную на сайте «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/).
Обратим внимание на задачи, связанные с воспитанием обучающегося, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Данные задачи направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.
Остановлюсь на важности формирования у учащихся теоретико- и историко-литературных знаний, которые необходимы ученикам для умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, формируют представление о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе.
При изучении теории литературы очень удобно составлять вместе с учащимися 8-9 классов опорные записи, которые впоследствии можно использовать при повторении, закреплении, контроле.
Подобная работа способствует достижению планируемых результатов освоения учебного предмета: личностных, метапредметных и предметных.
В разделе «Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего образования» прописано, что результаты должны обеспечивать
– овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа,<…> литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);
– овладение умением рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
Работая на уроке с особенностями литературных направлений, мы с учениками всегда составляем мини-справочник, куда вносим самые важные сведения.
Предлагаю вариант опорных записей по теме "Романтизм как литературное направление".
1. Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, России, США.
2. А) Временные рамки романтизма в Европе, Америке – конец XVIII – первая половина XIX века.
Б) Временные рамки романтизма в России – 10-20 гг. XIX века – первая половина XIX века.
3. Исторические предпосылки появления романтизма в Европе, России:
· в Европе – Великая французская революция (1789 г.)
· В России – Отечественная война (1812 г.), восстание декабристов (1825 г.)
4. Яркие представители европейского романтизма:
· Джордж Гордон Байрон (Англия)
· Перси Биши Шелли (Англия)
· Вальтер Скотт (Англия)
· Виктор Мари Гюго (Франция)
· Жорж Санд (Франция)
· Проспер Мериме (Франция)
· Эдгар Аллан По (США) и др.
5. Русский романтизм (направления, представители)
Психологический романтизм
А) борьба происходит внутри самого героя, зло внутри самого героя, преобразования должны происходить в самом человеке (психологический конфликт)
Б) В.А. Жуковский, К.И. Батюшков, П.А. Вяземский, молодой А.С. Пушкин, молодой М.Ю. Лермонтов и др.
Гражданский романтизм
А) борьба героя с внешним миром, с внешней несправедливостью, зло – во внешнем мире, мир нуждается в преобразовании (социальный конфликт)
Б) поэты-декабристы: К.Ф. Рылеев, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.И. Одоевский и др.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.
6. Особенности романтизма
· двоемирие: бегство героя от действительности («здесь») в идеальный мир («там»)
· внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм
· обращение к историческому прошлому, фольклору, фантастике, экзотике
· основные жанры: роман, поэма, баллада, элегия и др.
7. Особый романтический герой (черты, которые чаще всего присутствуют у романтического героя)
· исключительный герой в исключительных обстоятельствах
· яркая сильная личность
· герой-мечтатель
· свободолюбивый, вольнолюбивый, независимый человек
· одинокая личность
· герой всегда в состоянии борьбы с внешним миром или с самим собой
· герой, вступая в конфликт, уходит от действительности
· герой в борьбе всегда терпит поражение, борьба часто заканчивается смертью героя
· герой считает окружающий мир, людей несовершенными
· герой презирает окружающий мир, людей, т.к. считает себя выше других
· окружающий мир, люди не принимают романтического героя, отвергают
· можно считать, что романтический герой – первый сверхчеловек
!!! Благодаря романтизму в литературе появляется новый тип героя – «лишний человек». Это разочарованный наблюдатель, мечтатель, постоянно анализирующий жизнь, людей, себя.
Автор(ы): Силина Светлана Вячеславовна
Приложения: