Романтизм как литературное направление.
Что должен знать ученик

Силина Светлана Вячеславовна

В пояснительной записке Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература» (предметная область «Русский язык и литература»)  прописаны цели и задачи изучения литературы.  Далее я буду цитировать Федеральные рабочую программу, размещенную на сайте «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/).

Обратим внимание на задачи, связанные с воспитанием обучающегося, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Данные задачи направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.

Остановлюсь на важности формирования у учащихся теоретико- и историко-литературных знаний,  которые необходимы ученикам для умения  выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, формируют представление о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе.

При изучении теории литературы очень удобно составлять вместе с учащимися 8-9 классов опорные записи, которые впоследствии можно использовать при повторении, закреплении, контроле.

Подобная работа способствует достижению планируемых результатов освоения учебного предмета: личностных, метапредметных и предметных.

В разделе «Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего образования» прописано, что результаты должны обеспечивать

–  овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа,<…> литературные  направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);

– овладение умением рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

Работая на уроке  с особенностями  литературных направлений, мы с учениками всегда составляем мини-справочник, куда вносим самые важные сведения.

Предлагаю вариант опорных записей по теме "Романтизм как литературное направление".

1. Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, России, США.

2. А) Временные рамки романтизма в Европе, Америке – конец XVIII – первая половина XIX века.

Б) Временные рамки романтизма в России – 10-20 гг.  XIX века – первая половина XIX века.

3. Исторические предпосылки появления романтизма в Европе, России:

·       в Европе –  Великая французская революция (1789 г.)

·       В России – Отечественная война (1812 г.), восстание декабристов (1825 г.)

4. Яркие представители европейского романтизма:

·       Джордж Гордон Байрон (Англия)

·       Перси Биши Шелли (Англия)

·       Вальтер Скотт (Англия)

·       Виктор Мари Гюго (Франция)

·       Жорж Санд (Франция)

·       Проспер Мериме (Франция)

·       Эдгар Аллан По (США) и др.


5. Русский романтизм (направления, представители)

Психологический романтизм

А) борьба происходит внутри самого героя, зло внутри самого героя, преобразования должны происходить в самом человеке (психологический конфликт)

Б) В.А. Жуковский, К.И. Батюшков, П.А. Вяземский, молодой А.С. Пушкин, молодой М.Ю. Лермонтов и др.

Гражданский романтизм

А) борьба героя  с внешним миром, с внешней несправедливостью, зло – во внешнем мире, мир нуждается в преобразовании (социальный конфликт)

Б) поэты-декабристы: К.Ф. Рылеев, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.И. Одоевский и др.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.

6. Особенности романтизма

·       двоемирие: бегство героя от действительности («здесь») в идеальный мир («там»)

·       внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм

·       обращение к историческому прошлому, фольклору, фантастике, экзотике

·       основные жанры: роман, поэма, баллада, элегия и др.

 

7. Особый романтический герой (черты, которые чаще всего присутствуют у романтического героя)

·       исключительный герой в исключительных обстоятельствах

·       яркая сильная личность

·       герой-мечтатель

·       свободолюбивый, вольнолюбивый, независимый человек

·       одинокая личность

·       герой всегда в состоянии борьбы с внешним миром или с самим собой

·       герой, вступая в конфликт, уходит от действительности

·       герой в борьбе всегда терпит поражение, борьба часто заканчивается смертью героя

·       герой считает окружающий мир, людей несовершенными

·       герой презирает окружающий мир, людей, т.к. считает себя выше других

·       окружающий мир, люди не принимают романтического героя, отвергают

·       можно считать, что романтический герой – первый сверхчеловек

!!! Благодаря романтизму в литературе появляется новый тип героя – «лишний человек». Это разочарованный наблюдатель, мечтатель, постоянно анализирующий жизнь, людей, себя.


Автор(ы): Силина Светлана Вячеславовна
Приложения: