Разработка урока
Внешняя политика России в первой четверти XVIII века
(8 класс)
Резник Светлана Викторовна
Цель урока: Определить направления внешней политики России причины, основные события, значение Северной войны.
Задачи урока:
Предметные:
Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне
Метапредметные:
Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
Личностные:
Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
· Определять причины, основные события, значение Северной войны для России.
· Представлять результаты изучения исторического материала в форме таблицы;
· Работать в группе;
· Объяснять изученные положения на конкретных примерах;
· Доказывать свою точку зрения;
· Выступать публично;
· Осмысливать теоретический материал;
· Выполнять познавательные и проблемные задания.
Оборудование:
Учебник : Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. «История России. 8 класс». –М «Просвещение» 2017, с.25-34, компьютерная презентация, источники, карта «Северная война»
Основные понятия: регулярная армия, рекрутская повинность, военный устав, империя, редут, Полтавская битва.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с документами, самостоятельная работа, дискуссия.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, источники, фрагменты анимации.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
I. Организационный этап. (1 мин.)
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Вступительное слово учителя.
Добрый день ребята, я рад видеть вас на уроке здоровыми, улыбающимися, доброжелательными. Надеюсь, наш урок будет насыщенным и плодотворным и принесёт вам только положительные эмоции.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
II. Мотивация. (3 мин)
Сегодня мы вспомним материал предыдущего урока, связанный с Великим посольством:
Когда состоялось Великое посольство?
Какова была его цель?
Каковы его итоги?
Поэтому эпиграф к уроку : «Никогда незабываемая виктория» подскажет нам тему урока: «Северная война».
Целеполагание, план урока:
Какие вопросы мы обычно рассматриваем, говоря о войне?
Какова цель нашего урока: Определить причины, основные события, значение Северной войны для России.
Значит, и работать мы будем по следующему плану:
1. Причины войны и начало Северной войны.(1700)
2. «Нарвская конфузия» (ноябрь 1700)
3. Реформа армии.
4. Сражение у деревни Лесной(28.09.1708)
5. Полтавская битва (1709).
6. Прутский поход (1711).
7. Победы русского флота (1714, 1720).
8. Ништадтский мир (1721).
Задание на урок: Некоторые ребята получили опережающее задание.
По рассказу учителя и ребят вы все в течение урока будете заполнять путевые листы по Северной войне. В конце урока сдадите их на проверку (Приложение)
Учитель раздает учащимся путевые листы.
III. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)
Слово учителя:
- Выделяем причины и участников Северной войны.
Ответы и комментарии учащихся 1 группы:
- из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран;
- для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики;
-провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.
- Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро» (карта «Северная война»). Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.
Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах.
Ответ: Прямое военное столкновение со Швецией.
Слово учителя:
Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны, участников и запишите их в путевые листы.
Записи:
1. Господство Швеции на Балтике.
2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.
IV. Изучение нового материала (25 мин)
Начало боевых действий(1700) (4 мин.)
Слово учителя:
Для Северного союза война началась неудачно.
В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта «Северная война»)
1.«Нарвская конфузия».
Рассказы и комментарии учащихся 2 группы.
Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.
Запишите причины поражения русской армии под Нарвой.
Записывают в путевые листы.
1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.
2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.
Слово учителя:
После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.
Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено? Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)
Находят озвучивают и записывают в путевые листы.
1. Русские потеряли 8 тыс. солдат – шведы – 3 тыс.
2. Армия Петра I осталась без артиллерии.
Слово учителя:
После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не Пётр I. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.
Переходим ко 3-ому пункту плана.
2. Реформа армии (3 мин.)
Слово учителя:
Итак, «Нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.
Используя учебник (§14 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте их(3-4 минуты).
Сделайте вывод: какой стала русская армия в 1708-1709гг?
Записи:
1. Замена стрелецких войск регулярной армией.
2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)
3. Создание военных заводов на Урале.
4. Создание военных учебных заведений.
5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).
6. Строительство военно- морского флота.
Вывод: Армия стала боеспособной и сильной.
Первые победы.
Слово учителя:
И это привело к первым победам.
В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург ( «ключ-город»). (карта «Северная война»)
В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. Запишите события в свои путевые листы.
Отсель грозить мы будем шведу. А.С. Пушкин «Медный всадник»:
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.
Мы переходим к 4 пункту плана.
Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта).
3. Сражение у деревни Лесной и ее значение.
Рассказы и комментарии учащихся 3группы.
Прослушав сообщение о сражении, дайте ему оценку.
Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии».
Что имел в виду Пётр, давая такую оценку битве?
Оценка: Очень важная победа русской армии, которая укрепила боевой дух солдат Петра, оказала влияние на дальнейший ход войны.
Слово учителя:
Запишите событие в свои путевые листы.
4.Полтавская битва и ее значение (8 мин.)
Слово учителя:
Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа - правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство. Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения
Используя схему сражения (Полтавская битва), оцените этот выбор.
Оценивают:
Шведская армия оказалась зажатой между осажденной Полтавой и основными силами русской армии
Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.
Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.
Зачитывают учитель
Карл XII: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»
Пётр I:» Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!»
Ответы и комментарии учащихся.
Рассказы и комментарии учащихся 4группы о Полтавской битве.
27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но была обнаружена. Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…».
И грянул бой, Полтавской бой! А.С. Пушкин
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Ход Полтавской битвы и ее значение.
Задание классу: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве. Что явилось главной причиной победы русской армии под Полтавой? Каково ее значение?
Ответьте, опираясь на документ в п.14.
Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?
Оценивают:
1. Военные реформы Пётра I. подняли
2. Боеспособность и мобильность русской армии.
3. Возрос боевой дух армии.
4.Мужество и героизм солдат.
5.Умелое командование.
6.Храбрость и неожиданная хитрость русских войск привела к победе.
Ответ: Полтавская победа означала перелом в войне.
Слово учителя:
В Европе сама мысль о том, что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось, что армия Карла XII фактически уничтожена…
Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1711 году.
Мы переходим к 6 –ому пункту плана.
5. Прутский поход (4 мин.)
Рассказы и комментарии учащихся 5группы
Слово учителя:
Каковы последствия Прутского похода?
Ответ: Это событие затянуло Северную войну, которая, казалась, была завершена под Полтавой
6. Победы русского флота (3 мин.)
Рассказы и комментарии учащихся 6 группы .
После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.
1714г. - у мыса Гангут
1720г.- у острова Гренгам.
Найдитена карте в учебнике и впишите даты и места этих морских сражений в путевые листы. Сформулируйте их значение.
Записи:
Значение морских побед: Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.
7. Ништадский мир (3 мин.)
Слово учителя:
После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт.
Определите условия Ништадтского мира запишите их в тутевые листы.
Записывают в путевые листы:
В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).
Так сделайте вывод: Каково историческое значение победы России в Северной войне?
Ответы:
Значение Северной войны трудно переоценить.
Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной.
Созданы условия для морской торговли с Европой.
В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
Записывают в путевые листы:
V. Закрепление учебного материала (5 мин.)
Давайте проверим глубину усвоения нового материала и составим синквейн по теме: Северная война.
Делают записи на путевых листах
VI. Рефлексия (5 мин.)
Задаёт вопросы о цели занятия.
1.Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.
Что Вы сегодня узнали нового?
Какая сегодня стояла перед нами цель?
Добились ли мы ее?
Какое задание вы выполняли в течении урока?
Ответы:
Узнать о Северной войне и определить ее значение для России.
-Да мы в полном объеме добились поставленной цели.
-В течение урока мы заполняли путевые листы.
Анализируют правильность заполнения путевых листов.
2 . Подведение итогов.
Подведение итогов занятия.
Оценки за работу на уроке.
3. Оценка урока
Оценивают работу свою и своих товарищей. Высказывают свои впечатления от занятия.
Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Задания на выбор учащихся и пояснение к нему:
1. Составить кроссворд по теме: «Северная война».
2. Придумать вопросы викторины по теме «Северная война».
3. параграф 14.
Записывают домашнее задание.
Путевой лист по Северной войне (1700-1721)
ФИ__________________________________________________ класс_______
Причины:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участники:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Военные реформы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные сражения
Даты | Сражения | Итоги, историческое значение |
1
| «Нарвская конфузия» | |
Причины | ||
поражения | ||
2
| Сражение у деревни Лесной | |
3
| Полтавская битва | |
4. | Прутский поход
| |
5
| Победы русского флота | |
6 | Ништадтский мир | |
Историческое значение победы России в Северной войне:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Основные даты и события:
1700-1721г.г.- Северная война
1700г.- поражение русских под Нарвой.
1703г.- основание Санкт-Петербурга.
28 сентября 1708г.- сражение у деревни Лесной.
27 июня1709г. – Полтавская битва.
1711г.- Прутский поход.
27 июля 1714г.- разгром шведов у мыса Гангут.
27 июля 1720г. – победа над шведским флотом у острова Гренгам.
1721г.- заключение Ништадского мира.
Список литературы
1.Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. Учебник «История России. 8 класс». –М «Просвещение» 2017, с.25-34
2. Данилов А.А., Журавлева О.Н. Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы. – М: «Просвещение» 2017, с. 47
3. Ключевский В.О. “Исторические портреты”. –М. «Просвещение» 1990, с.65-93
4. Павленко Н.И. “Петр Великий” –М., «Русское слово» 1990, с. 114-125
5. Пчелов Е.В. Учебник “История России” 7-кл. –М. «Русское слово» 2010, с.89-105
6. Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России” –М., «Русское слово» 1989, с. 60 -78
7. Шикман А.П. “Деятели Отечественной истории”. Биографический справочник. –М., «Русское слово» 1997, с 50-64
8. Мир русской истории”. Энциклопедический справочник. –М.,«Олма медиа групп» 1999, с.201-235
9. Ресурсы сайтов http://ru/wikipedia.org/wiki/ www.school.edu.ru
Автор(ы): Резник Светлана Викторовна
Приложения: