Развитие креативного мышления через нейросети
на уроках географии
Косова Ксения Петровна
В конце 2023 года главным словом года было признано: «ИИ»- искусственный интеллект. О нем говорили во всех информационных источниках. За прошедший год было создано колоссальное количество новых нейросетей, которые являются частью искусственного интеллекта. Практически все мы видели в новостях фейковые фотографии известных людей и весь год ленты социальных сетей пестрили изображениями из классических произведений кино, но в новых образах и условиях, которые были созданны благодаря фантазии людей и работе нейросетей. Современная школа так же должна идти в ногу со временем, поэтому использование нейросетей неизбежно и необходимо. Одновременно, в образовании говорят о необходимости развития навыков функциональной грамотности. Одним из ее направлений является - креативное мышление. Функциональная грамотность не новое слово для наших школ, однако в школе на уроках большее внимание уделяется навыкам связанным с читательской грамотностью, математической грамотностью и естественно-научной грамотностью. Уроки по финансовому обучению вошли в современные российские школы еще с 2016 года. Все чаще отдельные воспитательные мероприятия и дни единых действий посвящены финансовой грамотности. По настоящему новыми для школы стали глобальные компетенции и креативное мышление. Эти разделы всегда шли на задних планах, когда разговор шел о функциональной грамотности, причём связано это с тем, что их тяжело привязать к определённому уроку или проводить по ним внеурочную деятельность. Да и оценивать эти разделы достаточно сложно, ведь они не вгоняется в привычные нам рамки пятибальной шкалы. Однако, с помощью возможностей нейросетей мы можем развивать креативное мышление на уроках, тратя не более 5 минут, а при этом можем получить внимание и интерес обучающихся.
Далее мы рассмотрим возможности использования нейросетей на различных этапах урока. На этапе актуализации знаний, когда мы хотим повторить пройденный материал, мы можем сгенерировать изображение исследователя по уже готовым фотографиям или ученого, но сделать это можно в разных стилях, например сделать запрос чтобы была прорисовка в стиле аниме, лофи или комикса, а так же любимого у детей стиля «майнкрафт». Однако, стоит дополнить такой портрет характерными для путешественника атрибутами или местами в которых было совершено открытие. Например сделать запрос, чтобы Фернан Магеллан был в океане или Христофор Колумб на Кубе. Можно поиграть и сделать запрос: «Христофор Колумб в современной одежде на Кубе», а задача детей понять какой это путешественник.
На этапе целеполагания можно зашифровать с помощью одной картинки тему и объекты относящиеся к теме, и сгенерировать с нуля изображение. Например при изучении темы «Природные зоны» можно показать ряд изображений, где вместе будут разные природные зоны и опросить обучающихся, что не так? Они скорее всего ответят, что растения или животные не соответствуют и тогда опрашивая дальше, где они должны жить, какие там растения, климат, а по итогу мы выйдем к теме урока или создадим вопрос, проблему, а где обитают животные и решим его к концу урока. Пример такого запроса: «Жираф в смешанных лесах» или сразу две несовместимые вещи: «Тундра в саванне».
Стоит помнить, что порой изображения могут быть достаточно гармоничными и на первый взгляд не выявить, что не так и тут в работу тогда включается учитель. В конце урока, на этапе рефлексии мы можем сгенерировать изображения с типичными ошибками обучающихся: например, сделать вулкан на фоне коалы, в теме «Австралия», а как известно Австралия единственный материк без вулканов.
Еще мы можем использовать нейросети для генерации ребусов на различные уроки обобщения. Например загадать растение «Венерина мухоловка» и получить изображение со статуей Венеры ловящей мух, так же мы можем на одно изображение поместить два города или две страны, а точнее их атрибуты: автобусы, здания, музеи и необходимо догадаться какие две страны на изображении использованы.
Потратив небольшое количество времени и поработав с нейросетями вы поймете их алгоритмы и сможете их укротить. Самое важное научиться писать промты. Чем они точнее, тем вы получите более удачное для вас изображение. Изображения удобно делать в бесплатном приложении Яндекса - ШЕдеврум и midjourney, у которого есть бесплатные пробные изображения.
Автор(ы): Косова Ксения Петровна
Приложения: