Партерная гимнастика
Богданова Марина Дмитриевна
Методическая разработка «Партерная гимнастика» была создана для совершенствования физической формы участниц хореографического коллектива Ансамбль бального танца «Консонанс» Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ в Санкт-Петербурге.
Участницам танцевального коллектива необходимо постоянно следить за своей осанкой, регулярно выполнять упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, поддерживать эластичность связок и сухожилий, мышц голени и стопы, следить за выворотностью стоп, их подвижностью, а также подвижностью голеностопных суставов. Девочки должны постоянно развивать танцевальный шаг, укреплять мышцы бедра, поддерживать подвижность тазобедренного сустава, гибкость плечевого, поясничного суставов и крестцового отдела позвоночника.
Данная методическая разработка представляет краткий курс изучения и практического освоения упражнений, нацеленных на решение перечисленных выше задач.
Партерная гимнастика — это комплекс упражнений на полу в различных положениях: лежа на животе, на спине, на боку. Такая особенность позволяет заниматься без осевого давления на позвоночник и дает возможность прорабатывать все крупные суставы. Нагрузка подбирается индивидуально, так как физическая подготовка у всех разная. Поэтому лучше приступать к занятиям плавно, чтобы организм мог адаптироваться. Регулярные тренинги позволят проработать все крупные мышечные группы и улучшат эластичность связок.
Настоящая методическая разработка может использоваться как дополнительный материал к курсу обучения хореографии.
Актуальность и перспективность курса
Актуальность определена следующими факторами. Общим для всех направлений работы с телом является то, что движение рассматривается как инструмент для развития тела ребёнка и формирования его личности. Партерная гимнастика работает с природной структурой тела и поэтому безопасна и доступна начинающим. Она позволяет воспитанницам открывать новые уровни собственных возможностей в последующем хореографическом творчестве - даёт возможность реализовать сложные композиции и постановки. Также она способствует формированию привычки к здоровому образу жизни, поддержанию высокой культуры тела.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.
Занятия проводятся для обучающихся 5 - 10 курсов (возрастная группа – 11-16 лет) Санкт-Петербургского Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
Цель методической разработки: обучение воспитанниц правилам техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики как системы всестороннего развития физических (телесных) способностей.
Задачи:
Обучающие
· научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;
· освоение упражнений для развития гибкости позвоночника;
· освоение упражнений для развития подвижности и укрепления всего суставно – связочного аппарата;
Развивающие
· выявление индивидуальных особенностей девочек - раскрытие их природной физической одарённости;
· совершенствование физических возможностей воспитанниц для последующего максимально выразительного исполнения ими танцевальных комбинаций;
Воспитательные
· формирование у воспитанниц понимания необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию;
· утверждение ценности здорового образа жизни, эстетической ценности хорошей физической формы, формирование осознанной потребности в поддержании культуры тела.
Описание ценностных ориентиров мастер-класса
Данная разработка способствует систематизации знаний воспитанниц по следующим аспектам:
· свобода движения как основа хореографической лексики;
· единство физической и духовной культуры;
· партерная гимнастика как инструмент саморазвития.
Данная разработка направлена, прежде всего, на развитие физических навыков и умений воспитанниц, однако с её помощью учащиеся смогут также систематизировать и закрепить знания по основному курсу хореографии, осмыслить хореографическую лексику на новом уровне восприятия и физических возможностей, получат перспективу участия в хореографических мероприятиях разного уровня.
Планируемые результаты
Данная разработка направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Обучающиеся смогут достичь таких личностных результатов, как формирование устойчивой мотивации к познанию и вовлечённости в хореографическое искусство, смогут осмыслить возможность самореализации посредством телесного языка танца.
В качестве метапредметных результатов могут быть рассмотрены умение организовать собственную деятельность (действовать по плану, устремляясь к намеченной цели).
Предметными результатами являются: степень освоения развивающих упражнений, опыт хореографической деятельности, готовность к демонстрации собственных достижений на разных уровнях.
Мастер-класс "Партерная гимнастика"
Время и место проведения: 16 ноября 2023 года, в 17:00, многофункциональный зал Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
Участники мастер-класса: Ансамбль бального танца «Консонанс», 46 воспитанниц.
Структура мастер-класса
Продолжительность занятия – 1 час (60 минут).
Материально-техническое обеспечение мастер-класса:
· хореографический зал с зеркалами, магнитофон.
· коврики;
· форма воспитанниц для занятий хореографией.
Основные методы работы:
· метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
· методы организации практической деятельности:
· словесный (объяснение, беседа);
· наглядный (практический показ);
· метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).
Педагогические технологии:
· здоровьесберегающая технология;
· личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Ожидаемый результат:
· совершенствование техники исполнения партерного экзерсиса;
· развитие координации, гибкости, пластики;
· правильная постановка корпуса;
Форма подведения итогов:
· оценка работы воспитанниц;
· поощрение за успешную работу;
· установка на дальнейшую деятельность.
Ход мастер-класса
I. Организационный:
1. Построение, поклон-приветствие.
2. Сообщение темы занятия.
II. Вводная часть:
1. Разогрев в движении по кругу:
· ходьба на полупальцах,
· бег с захлестом голени,
· с выносом ноги вперед,
· шаг с подъемом колена до груди,
· перестроения в колону, линии.
2. Последовательный разогрев в статике:
· наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса;
· стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах);
· releve на полу - пальцах в VI позиции;
· tempslevesauté по VI и I позициям.
Итог разминки: Подготовительная часть занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитанницы берут коврики и становятся на места, соблюдая шахматный порядок, садятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастики.
Комплекс упражнений партерной гимнастики
1. Упражнение на осанку.
· «Солнышко»- в положении сидя, ноги вытянуты в 6 поз, руки через стороны поднимаем наверх – тянемся к «солнышку», опускаем, спина прямая.
2.Упражнение для укрепления мышц спины и брюшного пресса, эластичность подколенной связки.
· «Складочка» – в положении сидя, ноги вытянуты в 6 поз, наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.
3. Упражнение на растягивание ахилловых сухожилий, эластичность мышц голени и стопы, подвижность стопы и голеностопного сустава.
· в положении сидя, ноги вытянуты в 6 поз., руки на поясе, «утюжки» с разворотом через 1 поз. ног к себе и от себя.
4. Упражнение на развитие выворотности стоп и эластичности связок.
· в положении сидя, с фиксированным положением развести руками стопы из 6 поз. в 1 поз., сложить стопы, вытянуть ноги.
· «Бабочка» - в положении сидя, стопы на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».
5. Упражнение на развитие танцевального шага и укрепление мышц бедра.
· в положении лёжа на спине, руки раскрыты в стороны ладонями в пол, ноги в 1 поз., колени и стопы вытянуты, медленное поднимание ноги на 90*.
· в положении лёжа на спине, руки раскрыты в стороны ладонями в пол, ноги в 1 поз., колени и стопы вытянуты, махи ногами на 90*.
6. Упражнение для укрепления спины и мышц брюшного пресса.
· «Березка» - стойка на лопатках с поддержкой под спину.
7. Упражнение на подвижность тазобедренного сустава.
· «Паровозик» - в положении сидя, поочередное движение на бедрах вперед и обратно, руками изображаем движение колес.
· «Велосипед" - в положении лежа на животе, руки под подбородком, поочередное сгибание ног с вытянутым носком, с носком на себя.
8. Упражнения на гибкость плечевого, поясничного суставов, а также крестцового отдела позвоночника.
· «Лодочка» – в положении лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поднять руки и ноги от пола, перекаты на животе вперед и обратно.
· «Корзиночка» – в положении лежа на животе, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
· «Коробочка» (Парусник) - в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В конце занятия педагог
· проводит опрос, чтобы закрепить усвоенные знания по технике выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики,
· предлагает исполнить танцевально-гимнастический этюд под музыку,
· подводит итог мастер-класса: оценивает работу воспитанниц, поощряет за успешную работу, даёт домашнее задание.
· Преподаватель и воспитанницы выполняют поклон-прощание.
Методические рекомендации
На разных этапах мастер-класса рекомендуется применять дифференцированный подход: как при предъявлении материала, так и при выполнении заданий. Уровневая дифференциация позволяет создать условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Основной этап направлен на работу с телом. Заключительный этап предполагает закрепление навыков в форме исполнения гимнастического этюда. В качестве домашних заданий можно предлагать учащимся просмотр мастер-классов по партерной гимнастике.
Список литературы
1. Базарова Н.П., Мей В.П. «Азбука классического танца». Л. - М., 1964.
2. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии». - М.: РОЛЬФ,1999.
3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». - М.: «Искусство»,1939.
4. Васильева Т.И. «Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей».- М., 1993.
5. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем». - М.: Московская государственная академия хореографии, 2004.
6. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». - М., 2001.
7. Лях В.И. «Гибкость и методика её развития. Физкультура в школе». №1, 1999.
Автор(ы): Богданова Марина Дмитриевна
Приложения: