Роль педагога дополнительного образования
в современном образовательном процессе
Белоусова Мария Александровна
Роль педагога в современном обществе огромна, так как он обучает новое поколение, адаптированное к быстро меняющемуся социальному пространству. Педагог определяет будущий прогресс общественного развития, обучает и воспитывает молодёжь, ориентированную на создание нового полезного продукта и участие в научной и инновационной деятельности.
Одна из главных целей современного российского образования и ключевых задач для общества и государства — это воспитание и социально-педагогическая помощь в формировании высоконравственных, ответственных, творческих и компетентных граждан России.
Вспоминая знаменитую цитату Генри Адамса: «Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние» можно сделать вывод, что одной самых важных профессий является педагог. Эта профессия останется востребованной в любое время. Ни одна нейросеть не заменит человеческое общение так как учитель играет ключевую роль в жизни ребёнка, он даёт знания, формирует ценности, развивает умения и навыки учащихся. Учитель проходит вместе с детьми важные этапы их жизни, помогает осознать таланты и найти своё место в обществе. Кроме того, учитель играет существенную роль в социализации подрастающего поколения, способствует формированию грамотного гражданина и патриота.
В свою очередь, педагог дополнительного образования играет важную роль в обществе: расширяет возможности развития личности, предоставляя образование вне стандартных рамок; обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую и релаксационную функции образовательного процесса; способствует формированию лидерских качеств, социальных компетенций и творческих способностей детей; учитывает особенности детского коллектива при организации образовательного процесса; способствует гражданской активности, получению квалифицированной помощи в разных сферах жизни и социальной адаптации детей и молодёжи.
После принятия нового Закона РФ «Об образовании» в 1992 году статус сотрудников внешкольных учреждений изменился: они стали педагогами дополнительного образования детей и получили все права педагогических работников России. Также изменились требования к их работе. Педагоги определяют прогресс общественного развития, передают исторический опыт и социальные ценности следующим поколениям, развивают духовный мир молодёжи и способствуют культурному развитию общества.
Каждый педагог знает, как прекрасно помогать детям раскрывать свои таланты, учить их новому и видеть их счастливые глаза. А педагог дополнительного образования имеет особенно важные функции в становлении и развитии личности детей: создаёт условия для профессионального самоопределения и самореализации учащихся; развивает мотивацию к познанию и творчеству; формирует коммуникативные навыки и критическое мышление; обучает работе в команде и сотрудничеству; способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии; готовит учащихся к успешной интеграции в современное общество.
В современном образовании происходят существенные изменения, затрагивающие не только отдельные аспекты, но и общую концепцию. Один из эффективных способов решения проблемы творческого развития детей — интеграция базового и дополнительного образования, а также применение личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов. Они играют важную роль в жизни ребёнка, помогая ему достичь высот творческого развития и определить свой жизненный путь.
Важно отметить, что эта взаимосвязь помогает решать ключевые задачи современного образования: обеспечивать непрерывность обучения, развивать технологии и идеи личностно-ориентированного образования, реализовывать программы социально-психологической адаптации, проводить профориентацию, развивать творческие способности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и активности ребёнка. Дополнительное образование представляет собой творческое образование, стимулирующее стремление к познанию благодаря разнообразию видов деятельности. Развитие ребёнка поддерживается возможностью создания ситуаций успеха и свободой выбора вида деятельности.
Именно дополнительное образование направлено на удовлетворение постоянных потребностей детей, снижение негативных последствий незанятости детей во внеурочное время, снижение уровня преступности и бродяжничества, а также усиление внимания к социально уязвимым детям.
Эффективность работы педагога в развитии личности и познавательных способностей ученика определяется следующими критериями: активное участие ученика в образовательном и воспитательном процессах; формирование мотивации к деятельности; использование различных источников знаний, включая технические средства; обучение учеников различным способам обработки информации; личностно-ориентированный подход; опора на сильные стороны ученика; опора на самостоятельность и активность ученика.
Таким образом, каждый педагог может стать творческим, если будет иметь большое стремление, ясную цель, упорство и трудолюбие, а также постоянно работать над самообразованием и развитием своей личности. Постоянное творческое и профессиональное самосовершенствование позволит педагогу развить необходимые качества и навыки, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создав творческую мастерскую, где главным творцом будет ребёнок, поэтому педагог дополнительного образования играет важную роль в обществе, так как он помогает детям адаптироваться, развивает их потенциал, формирует уверенность в себе и способствует успешной социализации. Благодаря взаимодействию с педагогами дополнительного образования дети учатся мечтать и становятся творцами.
Список литературы:
1. Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.
2. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора.// Директор школы. - № 8. – 1999
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
4. Варыхалов А.Ю. Компьютерные технологии в дополнительном образовании. История, тенденции, проблемы. /Путь к ребенку: вверх по ступеням Мастерства. – Санкт-Петербург, 2001.
5. Гузеев В.В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. - № 7
6. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва – Самара, 1998
7. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003
10. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
11. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
Автор(ы): Белоусова Мария Александровна
Приложения: