Мнемотехника как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках математики
Артушникова Юлия Викторовна
Современный образовательный процесс должен быть направлен на усвоение ребенком знаний, формирование умений и навыков, включающих ребёнка в культурное пространство общества.
Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого – это «искусство запоминания».
Мнемонические упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции, Риме и дошли до нас во многих видах. Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые обеспечивают эффективное запоминание, со-хранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов
Симонид Кеосский утверждал, что для ясности памяти важнее всего распорядок, a тем, кто хочет развить свои способности в этом направлении, надо «держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать образы запоминаемых предметов. Память тесно связана с чувствами человека. Лучше всего запоминается то, что передается и внушается чувством, а самое острое из наших чувств - чувство зрения. Для лучшего запоминания воспринятое слухом или мыслью должно передаваться уму еще и посредством глаз». «И тогда предметам невидимым, недоступным взгляду, мы придаем какое-то очертание, образ и облик, то это выделяет их так, что понятия, едва уловимые мыслью, мы удерживаем в памяти как бы простым созерцанием. Но эти облики и тела, как и все, что доступно глазу, должны иметь свое место, поскольку тело не мыслимо без места»
Можно верить тому, что Симонид действительно придал значительный импульс мнемонике, обучая или распространяя правила, которые, хотя и были, возможно, позаимствованы из более ранней устной традиции, производили впечатление нового понимания.
Достигнуть же хорошей работы памяти «помогут упражнения, переходящие в навык». Признавая, что память «есть, прежде всего, дар природы»,
Цицерон утверждал, что «вряд ли у кого бывает память так остра, чтобы удерживать порядок слов и мыслей, не прибегая к разметке и замещению предметов; и вряд ли у кого бывает так тупа, чтобы привычка к этим упражнениям не приносила бы ему пользы» .
Значительный вклад в мнемотехнику ещё в XVII веке внёс ИоганнГенрих Альстед (1588-1638). Он определяет мнемотехнику как инструмент перехода от родового к видовому.
Лейбниц, определяет мнемотехнику как связь образа воспринимаемого объекта или информации с тем, что необходимо запомнить. Образ oн называет чувственно воспринимаемым знаком. Этот знак должен быть обязательно связан с тем, что нужно удержать в памяти, по каким-либо ассоциациям (по сходным признакам или различиям, взаимосвязи объектов или информации).
Историческая справка помогла проанализировать феномен мнемотехники с точки зрения психологии и педагогики и выделить основные принципы применения мнемотехники, которые позволят говорить о ней, как о средстве активизации познавательной деятельности.
Рассмотрим определение мнемотехники в различных трудах, а также влияние мнемотехники к познавательной деятельности. В. Фармаковский писал: «... Мнемоника наших дней получила характер специальности, родство корой с наукой крайне сомнительно, и приближаетсяк той области, где работают профессора магии и тому подобных искусств,граничащих с шарлатанством».После появления трудов В. Фармоковского происходит расхождениенаправлений деятельности мнемонистов. Одним направлением является разработка способов, приёмов и методов запоминания информации путём установления ассоциативных связей для запоминания большого объёма логически несвязанной информации. Другим направлением мнемонистов является создание условий для запоминания информации. К условиям относят возрастные особенности, мотивацию к запоминанию, целенаправленность запоминаемого материала, повторение или проговаривание информации по определенной схеме
Советские исследователи, опираясь на методологический принцип единства создания и деятельности, соотносили развитие памяти с совокупностью актов восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действия. Главным средством мнемической деятельности называют умственные операции, которые обеспечивают логическую переработку запоминаемого материала, а это значит, что задействованы все познавательные процессы.
Практическое решение проблемы развития памяти младших школьников предусматривает разные подходы. Основной подход состоит в научении приёмам запоминания информации. При этом важно осмысление и понимание использованных приёмов.
Л.В. Занков и А.Н. Леонтьев занимались изучением приёмов и способов запоминания. А.А. Смирнов раскрыл роль мыслительных процессов и мнемонических приёмов процессе запоминания информации. Основными приёмами он выделял смысловую группировку, смысловые опорные пункты, а также соотнесение старого с новым. Что впоследствии приводит к развитию когнитивных процессов .
В.Я. Ляудис занималась изучением строения мнемических действий. Она выделила четыре мнемические операции:
1. Ориентировка в информации, которая связана с взаимосвязью опыта субъекта и элементов запоминаемой информации;
2. Группировка информации на основе установленных свойств отдельных элементов;
3. Установление внутригрупповых отношений между элементами информации, подлежащей к запоминанию;
4. Установление межгрупповых отношений (связей)
Ученые провели исследование, в ходе которого, выделили основные мнемические действия, которые выступают в качестве приёмов запоминания информации: «группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо кратного пункта, служащего опорой широкого содержания (тезисы, заглавия, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные и т.д.);план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков; структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого; схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации;аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;перекодирование - вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков; ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности; достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам; серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.; повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации. Последнее целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность»
Мы обратили внимание, что в практике современного школьного образования трудно запланировать все варианты обращения к приёмам познавательной деятельности, в соответствии с установленными особенностями усваиваемого источника информации. Современное образование ставит цель формирования у обучающихся умения самостоятельно выбирать приёмы и способы в зависимости от учебной задачи или характера изучаемой информации. Уровень когнитивных способностей обучающихся показывает их способность самостоятельно соотносить характер учебных заданий со способами и приёмами их выполнения. Если обучающиеся адекватно выбирают способы работы информации, это является показателем достигнутой интеллектуальной самостоятельности, а также сформированности необходимых умений и установок.
Таким образом, говоря об эффективности обучения приёмам мыслительной деятельности, необходимо обращать внимание на положение Л.В. Занкова об основных путях, ведущих к овладению знаниями и умениями -прямом и косвенном. «Прямой путь – это накопление и осмысление школьниками разнообразных сведений, выполнение заданий, упражнений в соответствии с требованиями программы каждого данного предмета. Косвенный путь — продвижение школьников в общем развитии» [. Мы считаем, что важно придавать значение косвенному пути, который направлен на общее развитие школьников, а именно на активизацию познавательной деятельности.
Мнемотехника имеет несколько направлений: классическая, педагогическая, эстрадная, спортивная и другие. Большое значение имеет педагогическая мнемотехника, так как она наиболее доступна и понятна большинству людей. Методы педагогической мнемотехники легче и понятнее, они не устанавливают высоких планок. Мнемотехника не заставляет запоминать хронологические таблицы, она делает упор на естественном запоминании при активной проработке изучаемого материала. Это многократное чтение текста, проговаривание вслух, переписывание изучаемого материала, составление опорных конспектов, перерисовка изображений из учебной литературы. Это организация учебно-воспитательного процесса в виде игры и разработка большого количества вспомогательного дидактического материала
Ученые выделяют различные способы, помогающие не только кодировать и хранить, но и воспроизводить информацию. Р. Салсо описывает и дает методические рекомендации к использованию различных методов: метод размещения и воображения, система слов - вешалок, метод ключевых слов, организующие схемы, воспроизведение чисел, имен, слов. М.В. Усачев: система запоминаний строится на основных принципах запоминания: ассоциации, образ и локализация (упорядочивание). Х. Грюнинг делает упор на образном представлении, методе «штабной список». М. и О. Эренгберги доказывают актуальность методов: рифма и ритм, аббревиатура (акроним), метод расположения предметов, метод связи между буквами и цифрами, использование картинок, цепочек. С. Мюллер считает самым эффективным способо мзапоминания метод ключевых слов
Автор(ы): Артушникова Юлия Викторовна
Приложения: