Применение в работе учителя-логопеда
здоровьесберегающих педагогических
технологий в поликультурных классах

Алешечкина Татьяна Ивановна

   Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

·         Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

·         Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

·         Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

·         Обеспечивают достаточный двигательный режим

   Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Я как логопед занимаюсь не только коррекцией речевых расстройств, но и развитием личности ребенка в целом. Среди учащихся с нарушениями речи высок процент тех, у кого наблюдаются проблемы со здоровьем, с развитием общей и мелкой моторики, наблюдается недоразвитие высших психических функций. Поэтому возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы.

Здоровьесберегающие технологии делятся на три категории:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

 - технологии обучения здоровому образу жизни;

 - коррекционные технологии.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:

1.Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- укрепит мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшит спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

2.Телесноориетированные техники– Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, эти упражнения нормализуют гипертонус и гипотонус, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

3.Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

4.Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни.

 Прежде всего, это обучение детей различным видам логопедического самомассажа.

1.Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Эффективен и ручной самомассаж пальцев рук, массаж   су – Джок шариками, шишками, орехами, шестигранными карандашами.

2.Применение динамических пауз, физминуток.

Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. Динамические игры и паузы  хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: 1.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям и учителям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

2. Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зайчик – колечко -  цепочка», «Зайчик – коза - вилка» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. детям очень нравятся, они воспринимают это как игру. 

Вышеуказанные здоровьесберегающие приемы я использую на уроках с учениками 1-4 классов.

Для детей-инофонов из всех моделей обучения рационально выбрать: – личностно-ориентированное обучение; – игровое обучение; – обучение в группах (в т.ч. малых группах и парах); – адаптивное обучение. По доминирующей целевой направленности следует выделять технологии: – предметно-ориентированные; – интерактивные (игровые, рефлексивные); – новые информационные (аудио-, видеотехника, ИКТ).

   Очень важно использовать метод групповой работы. Так как именно при выполнении заданий в группе, ребенок - инофон активно приобщается к речевому взаимодействию со сверстниками.  Выполнение заданий в группе, использование «ролевых игр» позволяет ребенку-инофону максимально погружаться в новую для него атмосферу языковой культуры, создает ситуацию необходимости включиться, принять участие в общей работе. Ключевое слово здесь-ВМЕСТЕ.

Работа в парах также помогает  мне исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной работы с учеником.

Одной из ярко выраженных трудностей в освоении языка является понятие категории рода. Ошибка категории рода существительного проявляется в выборе системы окончаний, часто дети изменяют формы прилагательных и глаголов, трудность представляет и употребление местоимений он, она, оно. Например: «Мне мама подарил» или «Она каждый слово повторил», «Я уже выучил эту стихотворению». Для успешного преодоления этих трудностей необходимо ребенка активно включаем в проигрывание коммуникативных ситуаций, инсценировку. Основной принцип – от речевого опыта к правилу. Речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное им овладение в ходе повторения различных коммуникативных ситуаций.


Работу по цепочке я использую  при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.
Для того, чтобы привить интерес к русскому языку, я использую занимательные наглядные, словесные, ролевые игры, различные виды карточек, как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал: опорные таблицы-схемы по разным темам, предметные картинки, загадки, ребусы, игрушки.
Занимательные игры оживляют  урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становилась для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминался. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходит  более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся  выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы. 
Дидактические игры, используемые как на уроках русского языка, так и на других уроках, могут быть наглядными и словесными. С помощью наглядных игр расширяется  словарный запас учащихся. Целью словесных игр является закрепление уже известной лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков говорения в соответствии с поставленной перед учащимися игровой задачей.
Словесные игры, которые я использую  на уроках, являются одним из эффективных средств контроля,  за процессом формирования устной русской речи учащих.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса. 

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья наших детей.

 Умелое использование методов и приемов обучения учащихся-инофонов позволяет особое внимание уделять снятию напряжения в обучении, созданию комфортных условий для каждого ученика. Применение здоровьесберегающих технологий в обучении детей–мигрантов является здоровьесберегающим и для учителя, т.к. правильно организованный учебный процесс позволяет оптимально проводить занятия без лишних затрат психического и физического здоровья участников. Обучение не должно приводить к развитию хронической энергонедостаточности, а побуждать детей к поиску и освоению новых познавательных вершин развитию стремления к обучению.


Автор(ы): Алешечкина Татьяна Ивановна
Приложения: