Урок развития речи в 5 классе
Описание картины
Терещенкова Елена Леонидовна
Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных потому, что всегда вызывают живейший отклик у учеников. Содержание и тематика уроков развития речи позволяет привлекать обширный познавательный материал. Это делает урок насыщенным, расширяет кругозор детей, обогащает словарный запас.
Тема: Описание картин природы с использование имен прилагательных.
Цель: Обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи урока: - обучение описанию картины с использованием эпиграфа и художественных
средств выразительности:
- развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса:
- воспитание любви и уважения к природе родного края, к произведениям
литературы и живописи.
Оборудование: - репродукция картины с изображением зимнего пейзажа;
- раздаточный материал ( для каждого учащегося карточки с репродукциями
картин, стихотворные отрывки классиков, тексты для редактирования);
-тетради по развитию речи.
Оформление доски: - предположительные названия картин;
- фамилии художников, поэтов и писателей, чьи работы рассматриваются на уроке.
Литература: 1. В.В. Бабайцева . Методическое руководство для учителя по русскому языку.
М., «Феникс» 2002
2. Л.Ф.Король. Творческие работы на уроках русского языка // РЯШ.-1998-№4
3. Н.Д.Шевченко Развитие познавательного интереса, мышления и речи на
уроках русского языка //РЯШ.-1999 – №2
4. Н.А.Пленкин. Уроки развития речи 5-9 классы. – М., 1996
План урока: 1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Повторение изученного о тексте.
4. Рассматривание картины (работа по вопросам).
5. Индивидуальная работа с иллюстрациями.
6. Работа в парах.
7. Подбор эпиграфа.
8. Подбор художественных средств выразительности.
9. Восстановление деформированного текста.
10. Взаимопроверка.
11. Выборочное чтение некоторых работ.
12. Подведение итогов. Рефлексия.
13. Выставление оценок.
14. Объяснение домашнего задания.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Этап целеполагания. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы будем учиться использовать художественные средства выразительности при описании картин.
III. Повторение изученного на других уроках развития речи:
- Что такое текст?
- Каковы признаки текста?
- Какие типы речи вы знаете?
- Какие стили речи вы знаете?
- Какие языковые средства помогают разнообразить нашу речь, сделать ее ярче, выразительнее, интереснее?
Все эти знания пригодятся нам сегодня на уроке.
IV. Рассматривание репродукции картины на доске (работа по вопросам):
- К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?
- Какое время года изображено на картине?
- Какое время суток изображено на картине? Докажите.
- Как представлены время и место?
- Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
- Какие цвета использовал художник?
- Какой цвет преобладает?
- Почему художник дал такое название картине?
- В чем нас хочет убедить автор?
- Как бы вы ее назвали? (варианты записываются на доске)
- Попробуйте предположить, какое настроение владело художником во время написания этой картины?
V. Индивидуальная работа с иллюстрациями.
Перед вами лежат иллюстрации. Рассмотрите их, озаглавьте, подобрав названия из
записанных на доске. Если вам не подходит ни один из вариантов, придумайте свой
и запишите в тетради по развитию речи.
V. Работа в парах.
Опишите своему соседу ситуацию, изображенную на вашей иллюстрации и обоснуйте свой выбор названия.
VII. Подбор эпиграфа.
Возьмите листочки с отрывками из произведений замечательных русских поэтов. Вам необходимо подобрать для эпиграфа любой из этих отрывков, который, по-вашему мнению, наиболее соответствует данной картинке.
(Приложение 1.) Обоснуйте свой выбор и запишите эпиграф на линеечках.
VIII. Подбор художественных средств выразительности.
- Чем художников привлекает именно это время года?
- Почему они используют контрастные цвета в изображении?
- Для более яркого и интересного описания художники пользуются разными красками и их оттенками, а мы воспользуемся словами, которые эти цвета и оттенки обозначают. (Один ученик у доски, остальные с места помогают перечислить прилагательные со значением цвета).
День: солнечный, морозный, ясный, лучезарный, пасмурный, хмурый, теплый, холодный и др.
Небо: голубоватое, багровое, сапфировое, сине-лазоревое, высокое, низкое,
облачное, серое, синее, бледно-голубое и др.
Снег: искристый, ослепительный, серебристый, холодный, пушистый, твердый и
др.
Деревья: высокие, низкие, густые, редкие, вечнозеленые, темно-зеленые, старые,
молодые и др.
IX. Восстановление деформированного текста.
- Посмотрите на напечатанные тексты. (Приложение 2.)
Так получилось, что во время печати этих отрывков в принтере оставалось мало
краски, и листы вышли бракованные, в разных местах образовались пробелы.
Ваша задача – поработать редакторами в типографии и восстановить текст.
Редактор – это человек, который исправляет тексты; сам он их не пишет, но
помогает выйти из положения в подобных случаях. Конечно же, редактор
должен быть грамотным, начитанным.
Поэтому вы сейчас внимательно прочитаете свои тексты и заполните
пропуски подходящими по смыслу прилагательными.
ВНИМАНИЕ! Постарайтесь использовать разные прилагательные.
Избегайте речевых ошибок.
X. Взаимопроверка.
Поменяйтесь текстами и проверьте друг друга.
XI. Выборочное чтение некоторых работ.
XII. Подведение итогов. Рефлексия.
-Чему я учился?
-Как я работал?
-Чего я достиг?
XIII. Выставление оценок.
XIV. Объяснение домашнего задания.
Нарисовать картину, изображающую зимний пейзаж, подобрать к ней название и
поэтические строки. (Поисковая деятельность)
Приложение 1.
Варианты эпиграфов.
- Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет… «Зимнее утро» А.С.Пушкин
- Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь радостный наряд. «Береза» А.А.Фет
- Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. «Белая береза» С.А.Есенин
- В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят. А.А.Ахматова
- Чудесный вид, волшебная краса!
Белы, как день, земля и небеса. А.Полежаев
Приложение 2.
Опушка.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Есть какая-то сила, влекущая и человека, и зверя к ______________
Опушкам, Идешь полем – глаза дразнит __________________ линия леса. Подходишь ближе – тянет идти вдоль опушенной кустами стены __________
Деревьев. И в траве у опушки обязательно обнаружишь _________________
Тропку – не ты первый заворожен ______________ границей леса и поля, многих опушка вела куда-то __________________ краем.
И зимой вдоль опушки обязательно вьется _________________ лыжня. В поле ветрено, скучновато, зато в лесу местами не продерешься. А опушкою – хорошо!
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты ________________ леса, будто это сам лес собирает к ночи свои ________________ думы.
Через тьму кустов глядит солнце ________________ глазом, через кусты этот глаз не больше _______________.
В.Песков
Первый зимний день.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Трудно было оставаться дома в ___________________ день. Мы ушли на __________________ озера. Дед проводил нас до опушки. В лесах было торжественно, светло и тихо.
День как будто дремал. С _________________ неба изредка падали
________________ снежинки. Мы осторожно дышали на них, И они превращались в ________________ капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли ____________ места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.
Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом ______________ рябины - это была ________________ память о лете, об осени.
На ___________________ озере - оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски. Сейчас вода в озере была очень ________________ - вся ряска к зиме опустилась на дно.
У берегов наросла __________________ полоска льда.
К.Паустовский
Автор(ы): Терещенкова Елена Леонидовна
Приложения:
67027cc4af6a9_Урок_развития_речи._5_класс.doc