Логоритмика как одно из средств коррекционной работы
с детьми с общим недоразвитием речи

Корнеева Юлия Борисовна

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учётом особенностей личности и поведения.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствуют развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с ОНР, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации.

Движение является основным биологическим качеством живой материи. Оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. Движение является одним из механизмов уравновешивания в системе «организм-среда». Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается и адаптируется. В процессе адаптации он, с одной стороны, совершенствуется структурно и функционально, а с другой – активно изменяет и приспосабливает среду.

Движения тела ребёнка и восприятия им различных ощущений (зрительных, вкусовых, тактильных, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

Вся жизнь человека состоит из ритмичных колебаний. Наши внутренние органы работают в определенном ритме. Внутриутробная жизнь ребёнка наполнена привычными ритмами матери. С возрастом понимание речи ребёнка значительно расширяются, но любовь к ритмичности, повторяемости сохраняется.

Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина.

Объектом логопедической ритмики является человек (ребёнок) с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Целью – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней среды.

В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.

Логоритмика – это связь слова, музыки и движения.

Особенности детей, нуждающихся в проведении логоритмических занятий:

  1. несформированность произвольного внимания;
  2. быстрая утомляемость;
  3. отсутствие активной речи или значительное отставание от возрастной нормы;
  4. ослабленные дети;
  5. несформированность физиологического дыхания и в связи с этим незначительный певческий диапазон;
  6. отставание в развитии общей и мелкой моторики;
  7. снижение эмоционального фона;
  8. затруднение в понимании эмоционального состояния и невозможность выполнять мимические упражнения;
  9. нарушение артикуляционной моторики;
  10. нарушение слухового восприятия, внимания, памяти;
  11. несформированность пространственной ориентировки;
  12. нарушение звукопроизношения.

На логоритмических занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, усложнение, повторяемость. Отрабатывается ритмическая структура слова, чёткое произношение доступных по возрасту звуков; формируются грамматические категории и проводится работа по уточнению, обогащению словаря.

Для достижения большей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:

  • тесный контакт логопеда и музыкального руководителя;
  • знание особенностей развития детей с речевой патологией;
  • знание психомоторного и речевого уровня развития каждого ребенка;
  • знание характерных особенностей, типа нервной деятельности и поведения каждого ребёнка;
  • учитывать особенности психомоторного и речевого развития ребёнка при каждом виде речевой патологии;
  • при планировании мероприятий важно учитывать равномерное распределение психофизической нагрузки.

Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции нарушения звукопроизношения используются поэтапно и дифференцированно. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений вызывания и постановки звука определёнными приёмами, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в свободной речи. В подготовительный период проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляторной моторики, физиологического и речевого дыхания, голоса. 

При постановке звука логопедические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей и мелкой моторики (пальчиковых игр).

При автоматизации звуков осуществляется развитие артикуляции, интонационной выразительности и всей просодики в сочетании с различными упражнениями. Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на чёткое проговаривание гласных. Для развития дикции и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками. Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь. На этапе дифференциации звуков полезны игры-драматизации с музыкальным сопровождением и без него.

В работе с детьми страдающими дизартрией необходимо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушения. Если дети неловкие, дискоординированнные, с парезами, то музыкальное сопровождение должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим на движения. Для детей с гиперкинезами, тиками следует подбирать музыкальные произведения с плавным, споконйм рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, иллюстрирующая явления природы. 

Речь с движением предполагает проведение подвижной игры. Игры направлены на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимики. Слушая музыку, ребёнок учиться различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладению движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных навыков детей. А также оказывает сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.


Автор(ы): Корнеева Юлия Борисовна
Приложения: