Заучивание стихотворения И. Михеевой «Осень»
с использованием мнемотехники

Пескова Татьяна Сергеевна

Возрастная адресованность: старшая группа ГБДОУ № 91

Длительность мероприятия  25 мин.

Цель:  формировать умение детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворения.

Педагогический замысел:

1.     развивать память, связную речь  на основе заучивания стихотворения посредством метода мнемотехники;

2.     формировать умение детей зарисовывать (составлять коллаж) мнемотаблицу по  стихотворению;

3. формировать навык детей внимательно слушать художественное произведение;

4. формировать навык детей отвечать, на вопросы воспитателя, предложением;

5. воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Осень», «Осенние хлопоты», дидактическая игра «С какого дерева листок ?», речевая игра «Один – много», заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листочки» по мнемотаблице.

Материалы:

Демонстрационный материал: конверт, письмо.

Раздаточный материал: пустые мнемотаблицы на листах А4 (по количеству детей подгруппы), цветные карандаши, картинки по тексту стихотворения, клей.

 

Примерный ход занятия.

1 часть. Вводная

Ребята, у нас сегодня необычная встреча, к нам пришли гости. При встрече люди дарят друг другу одно замечательное слово. Какое? (Здравствуйте) А если дарят подарок, то дарить его нужно как? (С улыбкой). Ребята, давайте подарим это доброе слово нашим гостям.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела на вахте вот такой конверт!  Смотрите, на конверте не написан адрес, но есть такие символы: (дети рассматривают и проговаривают) (см. Приложение)

- Как вы думаете, почему я подумала, что этот конверт для нас? Рассуждение детей.

- А от кого это письмо?

- Давайте, я открою письмо,  и мы посмотрим, что нам прислал ёжик?

- Письмо от ёжика: «Дорогие ребята группы «Одуванчики», здравствуйте!  Расскажу, какая история со мной приключилась. Собрался я к Осени в гости. Пришёл, а меня у ворот её охрана не пускает! «Не пропустим тебя, пока стихотворение не расскажешь  об Осени» - сказали мне охранники. И пришлось мне домой идти, потому что не знаю  я стихов об осени. Я прошу вас помочь мне выучить хоть одно стихотворение! С нетерпением буду ждать от Вас письма!» Ёжик.

- Интересно, как мы ему сможем помочь выучить стихотворение об осени?! Если мы здесь, а он в лесу!

- Смотрите, здесь ещё, в конверт, ёжик нам что- то вложил! (воспитатель достает пустые таблицы). Что это, дети? Рассуждение детей.

- Ах вот, как ёжик хочет стихотворение выучить! Я поняла!

2 часть. Основная

- Я вас сейчас познакомлю с новым стихотворением и чтобы вы его быстрее запомнили  и научили ёжика читать стихотворение, надо заполнить эту табличку картинками – помощниками. И у вас получатся таблицы. Вот их то и надо ёжику в письме отправить, он выучит этот стих  по картинкам и сможет попасть к Осени! (см. Приложение)

Присаживайтесь за столы.

- Я хочу Вас сегодня познакомить со стихотворением «Осень». Написала его Ирина Михеева. Вспомните, как называется профессия людей, которые пишут стихи?

- Давай те вспомним правила, как надо слушать стихотворение?

Молодцы. Стихотворение «Осень»:


 

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

Букеты листьев соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.


 

- А каком  времени года говорится в стихотворении? 

- Что сделала осень?

- Куда надо мы пойдем, чтобы собрать букет листьев?

- Молодцы.  Посмотрите у вас на столах лежат листья деревьев, о которых написала поэтесса в стихотворении.

- Какие листья мы будем собирать в букет? Давайте назовём их.

-  Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки – помощники, из которых мы составим волшебную мнемотаблицу!

Воспитатель раздает карандаши, клей и таблицы.

-  Ребята, а ведь нам нужен конверт для того чтобы отправить Ваши мнемоблицы ёжику! Сейчас посмотрю в столе! Ой, нашла! А без нашего помощника воспитателя нам никуда! Екатерина Васильевна, пожалуйста, подготовьте конверт для отправки в лес ёжику.

А мы приступаем к работе!

Подготовим наши пальцы , чтобы лучше рисовать и стих нам прочитать!

«Послушный карандаш»

 (самомассаж ладоней)

Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямите, и направьте вперед. Прокатываем карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек. Проговаривая текст.

«Вот какой послушный наш

Славный добрый карандаш.

Я его в руках качу;

Вперед, назад и как хочу!»

Потянулись!»

(поверхностный самомассаж кончиков пальцев)

Зажмите карандаш в левой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Сделайте несколько перетирающих движений; вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянном, большим и мизинцем. Затем переложите карандаш в правую руку. Пальчики правой руки потяните, напрягая; раз и два («Потянулись. Потянулись!»).

- Мы ладошки разбудили. Ну, а пальчики забыли?

Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!

Здесь все пальчики проснулись, Потянулись! Потянулись!(выполните упражнение для правой руки)

Снова в гости мы идём, карандаш с собой зовем

Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!

И здесь все пальчики проснулись. Потянулись! Потянулись!

 - Молодцы! Теперь посмотрите,  сколько мы будем рисовать картинок – помощников? Правильно, столько, сколько окошек в таблице!

- Вы повторяете за мной строчки, и начнем рисовать: я на доске заполняю таблицу, а вы у себя. Девочки-вы рисуете картинки – помощники карандашами, а мальчики выбирают для строчек нужную картинку и приклеивают в окошко.

Разбираем с детьми содержимое каждой клетки мнемотаблицы, преобразовывая  слова в рисунки. Воспитатель читает стихотворение еще раз по мнемотаблице, Затем дети повторяют стихотворение с использованием мнемотаблицы. Предлагаю сначала прочитать девочкам, затем мальчикам.

3 часть.  Рефлексия

- Вы молодцы. Нарисовали хорошие мнемотаблицы по стихотворению «Осень».  А для кого вы старались, не забыли? А сейчас нам надо будет их положить в конверт и отправить в лес к ёжику! А моя мнемотаблица останется для Вас, чтобы вы лучше запомнили стихотворение.


Автор(ы): Пескова Татьяна Сергеевна
Приложения:
670294699b222_Приложение.docx