Заучивание стихотворения И. Михеевой «Осень»
с использованием мнемотехники
Пескова Татьяна Сергеевна
Возрастная адресованность: старшая группа ГБДОУ № 91
Длительность мероприятия 25 мин.
Цель: формировать умение детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворения.
Педагогический замысел:
1. развивать память, связную речь на основе заучивания стихотворения посредством метода мнемотехники;
2. формировать умение детей зарисовывать (составлять коллаж) мнемотаблицу по стихотворению;
3. формировать навык детей внимательно слушать художественное произведение;
4. формировать навык детей отвечать, на вопросы воспитателя, предложением;
5. воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Осень», «Осенние хлопоты», дидактическая игра «С какого дерева листок ?», речевая игра «Один – много», заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листочки» по мнемотаблице.
Материалы:
Демонстрационный материал: конверт, письмо.
Раздаточный материал: пустые мнемотаблицы на листах А4 (по количеству детей подгруппы), цветные карандаши, картинки по тексту стихотворения, клей.
Примерный ход занятия.
1 часть. Вводная
Ребята, у нас сегодня необычная встреча, к нам пришли гости. При встрече люди дарят друг другу одно замечательное слово. Какое? (Здравствуйте) А если дарят подарок, то дарить его нужно как? (С улыбкой). Ребята, давайте подарим это доброе слово нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела на вахте вот такой конверт! Смотрите, на конверте не написан адрес, но есть такие символы: (дети рассматривают и проговаривают) (см. Приложение)
- Как вы думаете, почему я подумала, что этот конверт для нас? Рассуждение детей.
- А от кого это письмо?
- Давайте, я открою письмо, и мы посмотрим, что нам прислал ёжик?
- Письмо от ёжика: «Дорогие ребята группы «Одуванчики», здравствуйте! Расскажу, какая история со мной приключилась. Собрался я к Осени в гости. Пришёл, а меня у ворот её охрана не пускает! «Не пропустим тебя, пока стихотворение не расскажешь об Осени» - сказали мне охранники. И пришлось мне домой идти, потому что не знаю я стихов об осени. Я прошу вас помочь мне выучить хоть одно стихотворение! С нетерпением буду ждать от Вас письма!» Ёжик.
- Интересно, как мы ему сможем помочь выучить стихотворение об осени?! Если мы здесь, а он в лесу!
- Смотрите, здесь ещё, в конверт, ёжик нам что- то вложил! (воспитатель достает пустые таблицы). Что это, дети? Рассуждение детей.
- Ах вот, как ёжик хочет стихотворение выучить! Я поняла!
2 часть. Основная
- Я вас сейчас познакомлю с новым стихотворением и чтобы вы его быстрее запомнили и научили ёжика читать стихотворение, надо заполнить эту табличку картинками – помощниками. И у вас получатся таблицы. Вот их то и надо ёжику в письме отправить, он выучит этот стих по картинкам и сможет попасть к Осени! (см. Приложение)
Присаживайтесь за столы.
- Я хочу Вас сегодня познакомить со стихотворением «Осень». Написала его Ирина Михеева. Вспомните, как называется профессия людей, которые пишут стихи?
- Давай те вспомним правила, как надо слушать стихотворение?
Молодцы. Стихотворение «Осень»:
Разбросала осень листья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём,
Букеты листьев соберём.
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
- А каком времени года говорится в стихотворении?
- Что сделала осень?
- Куда надо мы пойдем, чтобы собрать букет листьев?
- Молодцы. Посмотрите у вас на столах лежат листья деревьев, о которых написала поэтесса в стихотворении.
- Какие листья мы будем собирать в букет? Давайте назовём их.
- Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки – помощники, из которых мы составим волшебную мнемотаблицу!
Воспитатель раздает карандаши, клей и таблицы.
- Ребята, а ведь нам нужен конверт для того чтобы отправить Ваши мнемоблицы ёжику! Сейчас посмотрю в столе! Ой, нашла! А без нашего помощника воспитателя нам никуда! Екатерина Васильевна, пожалуйста, подготовьте конверт для отправки в лес ёжику.
А мы приступаем к работе!
Подготовим наши пальцы , чтобы лучше рисовать и стих нам прочитать!
«Послушный карандаш»
(самомассаж ладоней)
Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямите, и направьте вперед. Прокатываем карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек. Проговаривая текст.
«Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу;
Вперед, назад и как хочу!»
Потянулись!»
(поверхностный самомассаж кончиков пальцев)
Зажмите карандаш в левой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Сделайте несколько перетирающих движений; вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянном, большим и мизинцем. Затем переложите карандаш в правую руку. Пальчики правой руки потяните, напрягая; раз и два («Потянулись. Потянулись!»).
- Мы ладошки разбудили. Ну, а пальчики забыли?
Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!
Здесь все пальчики проснулись, Потянулись! Потянулись!(выполните упражнение для правой руки)
Снова в гости мы идём, карандаш с собой зовем
Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!
И здесь все пальчики проснулись. Потянулись! Потянулись!
- Молодцы! Теперь посмотрите, сколько мы будем рисовать картинок – помощников? Правильно, столько, сколько окошек в таблице!
- Вы повторяете за мной строчки, и начнем рисовать: я на доске заполняю таблицу, а вы у себя. Девочки-вы рисуете картинки – помощники карандашами, а мальчики выбирают для строчек нужную картинку и приклеивают в окошко.
Разбираем с детьми содержимое каждой клетки мнемотаблицы, преобразовывая слова в рисунки. Воспитатель читает стихотворение еще раз по мнемотаблице, Затем дети повторяют стихотворение с использованием мнемотаблицы. Предлагаю сначала прочитать девочкам, затем мальчикам.
3 часть. Рефлексия
- Вы молодцы. Нарисовали хорошие мнемотаблицы по стихотворению «Осень». А для кого вы старались, не забыли? А сейчас нам надо будет их положить в конверт и отправить в лес к ёжику! А моя мнемотаблица останется для Вас, чтобы вы лучше запомнили стихотворение.
Автор(ы): Пескова Татьяна Сергеевна
Приложения:
670294699b222_Приложение.docx