Методическая разработка урока производственного обучения по профессии: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Выполнение правил наложения прихваток
при сборке конструкций
Белов Ярослав Сергеевич
Время на тему занятия: 6 час.
Материал: полоса Ст3сп, 350х100х5 мм.
Методы обучения:
1. наглядно-демонстрационный;
2. практический.
Форма обучения: фронтально-индивидуальная.
Методы контроля: самоконтроль, устный опрос, проверка письменных ответов, контроль качества выполненных работ.
Материально-техническое оснащение урока: плакаты, образцы, эталоны, инструменты и приспособления сварщика (молоток-шлакоотделитель, металлическая щетка, зубило, УШС-3, электроды марки УОНИ 13/55), балластный реостат.
Цели и задачи занятия:
Образовательная: Ознакомить учащихся с приемами правильного наложения прихваток. Техникой безопасности при работе.
Развивающая: Содействовать развитию логического мышления и требовательности к себе при выполнении задания, самоанализу и самоконтролю.
Воспитательная: Прививать бережное отношение к инструментам и материалам, ответственное отношение к производственному заданию, самостоятельность и ответственность за выполненную работу, прививать любовь к профессии.
Межпредметные связи: Технология сварочных работ, охрана труда, допуски и технические измерения, материаловедение, электротехника.
Ход урока
1. Организационная часть (10 мин.)
- проверка учащихся по журналу;
- проверка внешнего вида (спецодежды);
- назначение дежурных
2.Вводный инструктаж (45-50 мин.)
1.Сообщить тему программы.
2.Сообщить тему урока.
3.Сообщить цель урока.
2.1. Тема урока: Выполнение правил наложения прихваток при сборке конструкций.
Обучающиеся работают в «рабочих тетрадях» записывают сформированные тему и цели рока. Дают определение прихваткам, пользуясь справочником.
2.2. Цель урока: Получить первоначальные навыки наложения прихваток. Обучающиеся работают в «рабочих тетрадях», записывают сформированные цель и задачи урока.
2.3. Задачи урока:
- Правильно выбирать режимы
- Соблюдать безопасность труда
- Контролировать процесс сварки
- Формировать психомоторные навыки
- Восстановление опорных знаний.
- Манипулирование электродом, чтение чертежей.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
1. Силы, действующие на жидкий металл:
2. Источник нагрева металла при РДС:
3. Сварочная дуга это:
4. Сварочная ванна это:
5. Длина дуги это:
6. Режимы это:
7. Перечислить параметры режима РДС:
8. Что называется сварочным соединением?
9. Что такое сварочный шов?
2.4. Изучение нового материала:
А) На базе полученных ответов мастер задает уточняющие и наводящие вопросы по параметрам режима сварки швов и фиксирует полученные ответы обучающихся на доске. Обучающиеся фиксируют это в рабочих тетрадях.
Для предотвращения вытекания жидкого металла из сварочной ванны изменяем параметры режима сварки.
Б) Показ техники наложения прихваток по макету с объяснением параметров режима:
- приемы зажигание сварочной дуги и формирование сварочной ванны
При сварке на «подъем» сварочную дугу возбуждают в нижней точке соединения, и после образования сварочной ванны электрод отводят немного вверх и в сторону. Дуга при этом направлена на основной металл. Закристаллизовавшийся металл сварочной ванны образует «полочку», которая и будет удерживать последующие кали металла сварочной ванны при движении электрода вверх.
- выполнение колебательных движений
Для предотвращения вытекания металла из кратера электродом нужно совершать поперечные колебания. Во избежание стекания расплавленного металла угол наклона электрода составляет 75-80 градусов от поверхности металла. Это дает возможность удерживать сварочную ванну давлением дуги. Размер и частота колебательных движений определяют ширину и выпуклость сварного шва (или его геометрические размеры).
- скорость сварки.
От скорости перемещения электрода вверх зависит выпуклость и глубина провара сварного шва.
В) Показ образцов, эталонов прихваток.
2.5. Критерии оценивания качества прихваток: геометрические размеры прихваток, наличие несплавлений, наплывов и подрезов.
2.6. Закрепление и проверка усвоения обучающимися учебного материала:
2.7. Организация безопасных условий труда.
Проведение инструктажа по мерам безопасности при проведении сварочных работ.
2.8. Выдача задания для самостоятельной работы:
Подготовка заготовок под сварку. Выполнение разделки кромок.
Выбор режимов.
Наложение прихваток.
2.9. Показ приемов и способов выполнения учебно-производственного задания:
Подготовка заготовок.
Выбор режимов.
Техника наложения прихваток.
Приемы безопасных условий труда.
Качество сварных швов.
3. Текущий инструктаж мастера, самостоятельная работа обучающихся (4 час.30мин)
3.1 Самостоятельная работа обучающихся по освоению профессиональных и общих компетенций:
- организация безопасных приёмов труда;
- подготовка заготовок под сварку;
- выбор параметров режима РДС;
- наложение прихваток;
- контроль качества сварных швов;
3.2. Целевые обходы рабочих мест обучающихся мастером производственного обучения.
Первый обход: Проверить содержание рабочих мест.
Второй обход: Проверить правильность выполнения трудовых приемов.
Третий обход: Проверка соблюдения правил безопасных условий труда.
Четвертый обход: Проверка правильности соблюдения технических условий в работе. Оказать помощь отстающим.
Пятый обход: Проверка правильности ведения промежуточного контроля. Приемка и оценка работ.
Оказание индивидуальной помощи:
- По организации рабочего места и соблюдению безопасных приёмов труда;
- контроль использования технической документации;
- контроль выбора параметров режима РДС
- предупреждение и устранение наиболее типичных ошибок при выполнении учебно-производственных работ;
- контроль качества выполненных работ.
4. Заключительный инструктаж- 20 мин
Подвести итоги за день:
1) Сообщить оценки качества работы каждого учащегося.
2) Отметить лучшие работы учащихся.
3) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся, рассмотреть их причины и способы устранения.
5. Уборка рабочих мест -10 мин.
Автор(ы): Белов Ярослав Сергеевич
Приложения: