Методическая разработка урока производственного обучения по профессии: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

  Выполнение правил наложения прихваток
при сборке конструкций

Белов Ярослав Сергеевич

Время на тему занятия: 6 час.

Материал: полоса Ст3сп, 350х100х5 мм.

Методы обучения:

1. наглядно-демонстрационный;

2. практический.

Форма обучения: фронтально-индивидуальная.

Методы контроля: самоконтроль, устный опрос, проверка письменных ответов, контроль качества выполненных работ.

Материально-техническое оснащение урока: плакаты, образцы, эталоны, инструменты и приспособления сварщика (молоток-шлакоотделитель, металлическая щетка, зубило, УШС-3, электроды марки УОНИ 13/55), балластный реостат.

Цели и задачи занятия:

Образовательная: Ознакомить учащихся с приемами правильного наложения прихваток. Техникой безопасности при работе. 

Развивающая: Содействовать развитию логического мышления и требовательности к себе при выполнении задания, самоанализу и самоконтролю. 

Воспитательная: Прививать бережное отношение к инструментам и материалам, ответственное отношение к производственному заданию, самостоятельность и ответственность за выполненную работу, прививать любовь к профессии. 

Межпредметные связи: Технология сварочных работ, охрана труда, допуски и технические измерения, материаловедение, электротехника. 

Ход урока

1. Организационная часть (10 мин.)

- проверка учащихся по журналу;

- проверка внешнего вида (спецодежды);

- назначение дежурных

2.Вводный инструктаж (45-50 мин.)

1.Сообщить тему программы.

2.Сообщить тему урока.

3.Сообщить цель урока.

 

2.1. Тема урока: Выполнение правил наложения прихваток при сборке конструкций.

Обучающиеся работают в «рабочих тетрадях» записывают сформированные тему и цели рока. Дают определение прихваткам, пользуясь справочником.

2.2. Цель урока: Получить первоначальные навыки наложения прихваток. Обучающиеся работают в «рабочих тетрадях», записывают сформированные цель и задачи урока.

2.3. Задачи урока:

- Правильно выбирать режимы

- Соблюдать безопасность труда

- Контролировать процесс сварки

- Формировать психомоторные навыки

- Восстановление опорных знаний.

- Манипулирование электродом, чтение чертежей.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

1. Силы, действующие на жидкий металл:

2. Источник нагрева металла при РДС:

3. Сварочная дуга это:

4. Сварочная ванна это:

5. Длина дуги это:

6. Режимы это:

7. Перечислить параметры режима РДС:

8. Что называется сварочным соединением?

9. Что такое сварочный шов?

2.4. Изучение нового материала:

А) На базе полученных ответов мастер задает уточняющие и наводящие вопросы по параметрам режима сварки швов и фиксирует полученные ответы обучающихся на доске. Обучающиеся фиксируют это в рабочих тетрадях.

Для предотвращения вытекания жидкого металла из сварочной ванны изменяем параметры режима сварки.

Б) Показ техники наложения прихваток по макету с объяснением параметров режима:

- приемы зажигание сварочной дуги и формирование сварочной ванны

При сварке на «подъем» сварочную дугу возбуждают в нижней точке соединения, и после образования сварочной ванны электрод отводят немного вверх и в сторону. Дуга при этом направлена на основной металл. Закристаллизовавшийся металл сварочной ванны образует «полочку», которая и будет удерживать последующие кали металла сварочной ванны при движении электрода вверх.

- выполнение колебательных движений

Для предотвращения вытекания металла из кратера электродом нужно совершать поперечные колебания. Во избежание стекания расплавленного металла угол наклона электрода составляет 75-80 градусов от поверхности металла. Это дает возможность удерживать сварочную ванну давлением дуги. Размер и частота колебательных движений определяют ширину и выпуклость сварного шва (или его геометрические размеры).

- скорость сварки.

От скорости перемещения электрода вверх зависит выпуклость и глубина провара сварного шва.

В) Показ образцов, эталонов прихваток.

2.5. Критерии оценивания качества прихваток: геометрические размеры прихваток, наличие несплавлений, наплывов и подрезов.

2.6. Закрепление и проверка усвоения обучающимися учебного материала:

2.7. Организация безопасных условий труда.

Проведение инструктажа по мерам безопасности при проведении сварочных работ.

2.8. Выдача задания для самостоятельной работы:

Подготовка заготовок под сварку. Выполнение разделки кромок.

Выбор режимов.

Наложение прихваток.

2.9. Показ приемов и способов выполнения учебно-производственного задания:

Подготовка заготовок.

Выбор режимов.

Техника наложения прихваток.

Приемы безопасных условий труда.

Качество сварных швов.

3. Текущий инструктаж мастера, самостоятельная работа обучающихся (4 час.30мин)

3.1 Самостоятельная работа обучающихся по освоению профессиональных и общих компетенций:

- организация безопасных приёмов труда;

- подготовка заготовок под сварку;

- выбор параметров режима РДС;

- наложение прихваток;

- контроль качества сварных швов;

3.2. Целевые обходы рабочих мест обучающихся мастером производственного обучения.

Первый обход:  Проверить содержание рабочих мест.

Второй обход:  Проверить правильность выполнения трудовых приемов.

Третий обход:  Проверка соблюдения правил безопасных условий труда.

Четвертый обход:  Проверка правильности соблюдения технических условий в работе. Оказать помощь отстающим.

Пятый обход: Проверка правильности ведения промежуточного контроля. Приемка и оценка работ.

Оказание индивидуальной помощи:

- По организации рабочего места и соблюдению безопасных приёмов труда;

- контроль использования технической документации;

- контроль выбора параметров режима РДС

- предупреждение и устранение наиболее типичных ошибок при выполнении учебно-производственных работ;

- контроль качества выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж- 20 мин

 Подвести итоги за день:

1) Сообщить оценки качества работы каждого учащегося.

2) Отметить лучшие работы учащихся.

3) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся, рассмотреть их причины и способы устранения.

 

5. Уборка рабочих мест -10 мин.

 

 


Автор(ы): Белов Ярослав Сергеевич
Приложения: