Некоторые особенности подбора репертуара в условиях современных требований к вокально – хоровой работе на уроке музыки в общеобразовательной школе

Свиткова Оксана Сергеевна,
учитель музыки ГБОУ  СОШ № 112 
Выборгского района Санкт-Петербурга

Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа…как пение.

                                                                            Святитель Иоанн Златоуст

В любом исполнительском коллективе, в том числе и в школьном хоре, репертуар играет первостепенную роль. Репертуар – это лицо хора, его визитная карточка. Ещё не слыша хора, но зная его репертуар, можно судить о его исполнительских возможностях, его эстетических и нравственных позициях.

Как же создать по - настоящему художественный коллектив? Особенность работы со школьным хором заключается в умелом сочетании обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (любовь к музыке и пению, в целом к искусству) и непосредственно исполнительства. Только при условии сочетания этих факторов возможно полноценное развитие хора. А основа всего – это музыка, то есть тот репертуар, на котором хор растёт и крепнет.

            При подборе репертуара учитель музыки должен учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно – исполнительский рост коллектива. Кроме того, репертуар должен учитывать психофизиологические возможности детей той или иной возрастной группы, способствовать развитию и укреплению детских голосов. Учитель должен видеть перспективы развития музыкального вкуса детей, повышения их образного мышления.

Мне понравилась прочитанная мысль о том, что с детьми надо заниматься с удовольствием, радостно и учить только те произведения, в которые влюблён учитель, а, следовательно, полюбят и дети. Выбор репертуара – это долгий, повседневный процесс. Практически каждый сталкивается с проблемой: «Что петь?» Нужно отметить, что в последние годы начинают появляться новые сборники современных авторов, предназначенные для исполнения маленькими певцами. Например, интересно познакомиться с музыкой представителя Санкт – Петербургской композиторской школы, Сергея Плешака. Он рассказывает о том, что достаточно активно сочиняет детские песни. Если говорить конкретно, то репертуар на уроке музыки должен состоять из:

-  светских сочинений русских и зарубежных композиторов – классиков

-  народных песен разных стран и их обработок

-  произведений современных русских и зарубежных композиторов

Трудно переоценить всю важность классического наследия, как одну из основ воспитания учащихся общеобразовательных школ. Эта музыка прошла сквозь века.  Начиная разучивать её, каждый раз восхищаешься её простотой и совершенством. В простоте мелодии, стройности формы, прозрачности гармонии заложено начало в воспитании вкуса и тщательное высокохудожественное отношение к музыке, которое будет у ребёнка всю жизнь. Однако, стоит отметить и то, как сложно подобрать произведение классического репертуара, чтобы оно соответствовало возрастным и техническим возможностям каждого ученика. Это должно быть одноголосное произведение с удобным, дающим гармоническую поддержку фортепианным сопровождением.

            Меня радует то, что ребятам нравится петь классическую музыку. Они отмечают её красоту и сложность, но подчёркивают, что хотят петь сложные многоголосные произведения. Одна девочка отметила, что произведение «Сладкая грёза» П. И. Чайковского любит слушать и её мама. Другой ребёнок хотел бы поблагодарить композитора, написавшего такую замечательную музыку. Я, в свою очередь, хочу сказать о замечательном композиторе, сделавшем обработку для хора этого произведения. Ирина Хрисаниди – это современный композитор, живущий в Орле. Она является Членом Союза композиторов России. Я достаточно много включала и включаю в работу произведения этого автора и они, неизменно, вызывают у детей эмоциональный отклик. Хочется отметить и удивительно богатую фактуру фортепианной партии.

Однако, для успешной вокально – хоровой работы важно не замыкаться в рамках только одного направления. Ещё одна обязательная часть репертуара – это народные песни. Они понятны, они привлекают своей мелодичностью, богатством интонационных и динамических оттенков, вокальным удобством. Любой учитель оценит жанровое разнообразие, живость и образность народных песен, многие из которых знакомы детям с раннего возраста.

Дети, которые отметили следующее произведение написали так: «Мне очень нравится русская народная песня «Ой, по- над Волгой», потому что она распевная и мелодичная, всё в ней протяжно и красиво».

Кратко хочу отметить важность произведений а’сарpеlla. Пение без сопровождения является русской национальной исполнительской традицией. А.В.Свешников отмечал: «Чтобы в полной мере понять и оценить достоинства хорового пения, нужно слышать, как хор звучит без инструментального сопровождения…»

Особенно внимательно и аккуратно учитель должен походить к выбору  произведений современных авторов. Эти произведения часто бывают написаны довольно сложным музыкальным языком, содержать новые нетрадиционные исполнительские приёмы выразительности. Задача учителя, опираясь на свой опыт и вкус, не гоняясь за модой, определить ценность такого произведения и органично вписать его в вокально – хоровую работу на уроке музыки.

Умение подбирать репертуар для урока музыки не складывается быстро, а постепенно вырабатывается, формируется у учителя годами в результате длительной, кропотливой, целенаправленной работы, художественно-творческого самосовершенствования.

Список методической литературы.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 192 с., ил.

Жданова Т. А. Организация учебного процесса в детском хоре (методическое пособие). – М.: Издательство МХШ «Радость», 2011. – 96 с.

Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в образовательных учреждениях: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014. – 512 с., ноты.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие для СПО / Б. М. Теплов. – 2-е изд. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2024. – 288 с.

Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2016. – 176 с., ноты.

Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музгиз, 1987. – 100 с.

Самарин В. А. Хороведение: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 200 с.

Детский голос: Экспериментальные исследования / Под редакцией В. Н. Шацкой – М.: Педагогика, 1970. – 231 с.

Нотная папка хормейстера / сост. и ред. Б. И. Куликов, Н. В. Аверина. – 2-е изд. – М.: Дека-ВС, 2003. – 6 тетр. (35, 50. 54, 50, 58, 54.с.) в папке ил.; 28 см. – (Золотая библиотека педагогического репертуара).

Хрисаниди И. К. Милый край [Ноты] : учебно-методическое пособие для педагогов вокально-хоровых дисциплин школ искусств, учителей музыки общеобразовательных школ, руководителей вокально-хоровых коллективов Домов творчества : [для детского хора с сопровождением фортепиано] / Ирина Хрисаниди; Упр. культуры администрации г. Орла, Орловская дет. муз. школа № 1 им. В. С. Калинникова. - Орел: Орлик, 2012. – 255 с.

 

                                                       

 


Автор(ы): Свиткова Оксана Сергеевна
Приложения: