Примерное планирование учебного времени системы повторения по теме :

«Применение различных методов нахождения расстояний
и углов в пространстве»

 (21 час)

Зорина Елена Борисовна

             I.    Применение вычислительного метода. – 12 часов.

1.  Основные теоретические сведения и формулы, решение опорных задач. - 1 час

Активизация необходимого теоретического материала (аксиом, теорем и формул) позволяющего  решать планиметрические задачи на нахождение отрезков и углов в произвольном треугольнике, трапеции, шестиугольнике.

2. Пошаговые алгоритмы выполнения  дополнительных построений, необходимых для  решения  задач  на  нахождение  расстояний  и  углов  в  пространстве.  -   2 часа

а)  построение сечений многогранников;

б) построение плоскости, перпендикулярной данной плоскости;

в) проведение перпендикуляра к плоскости из данной точки;

г) построение линейного угла;

д) построение плоскости, содержащей данную прямую  параллельно другой прямой.

3. Задачи на нахождение расстояния от точки до прямой. – 1 час

Задачи, решаемые с помощью: а)  использования определения;

                                                      б) методом параллельных прямых.

4. Задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости. – 1 час

Задачи, решаемые с помощью: а)  использования определения;

                                                      б) методом параллельных прямых и плоскостей;

                                                      в) метода объемов;

                                                      г) метода подобия.

5. Задачи на нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми. – 2часа

Задачи, решаемые с помощью: а)  использования определения;

                                                      б) методом параллельных прямой и плоскости;

                                                      в) метода  параллельных плоскостей;

                                                      г) метода ортогонального проектирования.

6. Задачи на нахождение угла  между двумя прямыми. – 1час

7. Задачи на нахождение угла  между прямой и плоскостью. – 2часа

Задачи, решаемые с помощью: а)  использования определения;

                                                      б) использования дополнительного угла;

                                                      в) использования расстояний.

8. Задачи на нахождение угла  между плоскостями. – 2часа

Задачи, решаемые с помощью: а)  построения линейного угла двугранного угла;

                                                      б) методом параллельных прямых;

                                                      в) метода  параллельных плоскостей;

                                                      г) использования перпендикуляров к плоскостям;

                                                      д) применением теоремы о площади ортогональной проекции

                                                          многоугольника;

                                                      е) использования расстояний.

II.            Применение координатного и векторного методов решения задач. – 9 часов.

1. Основные теоретические сведения и формулы, решение опорных задач. - 1 час

           Активизация необходимого теоретического материала :

                                а) Выбор  оптимальной для данной  фигуры системы координат

                                б) Нахождение в этой системе координат  нужных точек.

                                в) Алгоритм нахождения уравнения плоскости по трем точкам, в том  числе

                                    уравнения плоскости, содержащей оси координат

                               г) Понятие вектора нормали к плоскости и направляющего вектора прямой, их

                                   использование при решении задач.

                               д) Формулы для нахождения расстояния от точки до плоскости, косинуса угла

                                   между плоскостями и угла между прямыми в координатах и  их применение.

2. Задачи на нахождение расстояния от точки до прямой. – 1 час

                Задачи, решаемые с помощью: а)  координатного метода;

                                                                      б)  векторного метода. 

3. Задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости. – 1 час

                 Задачи, решаемые с помощью: а)  координатного метода;

                                                                       б)  векторного метода.

4. Задачи на нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми. – 1час

                 Задачи, решаемые с помощью: а)  координатного метода;

                                                                       б)  векторного метода.

5. Задачи на нахождение угла  между двумя прямыми. – 1час

               Задачи, решаемые с помощью: а)  векторно-координатного метода;

                                                                    б)  векторного метода.

6. Задачи на нахождение угла  между прямой и плоскостью. – 2часа

              Задачи, решаемые с помощью: а)  векторно-координатного метода;

                                                                    б)  векторного метода.

7. Задачи на нахождение угла  между плоскостями. – 2часа

            Задачи, решаемые с помощью: а)  использования векторов нормалей пересекающихся

                                                                       плоскостей;

                                                                  б) использование направляющих векторов скрещивающихся

                                                                      прямых.

Краткий анализ знаний  обучающихся, полученных на уроках повторения по теме. 

        В результате повторения и систематизации  знаний по данной теме, являющейся одной из сложных тем стереометрии, учащиеся, прежде всего, повторяли различные приемы и методы их решения с последующим сравнением результатов и рациональности применяемых способов. Обобщение знаний достигалось через овладение операциями мыслительной деятельности, сравнение и анализ и осуществлялось в результате переноса известного способа решения в новую ситуацию.

       Для решения предлагаемых задач, обучающиеся прежде всего продемонстрировали знания свойств геометрических фигур, подобия треугольников, определений тригонометрических функ­ций, формул для нахождения элементов треугольника, теоремы Пифагора, теоремы коси­нусов, умение проводить дополнительные построения, владение координатным и вектор­ными методами геометрии. Следует отметить, что в целом учащиеся достаточно успешно овладели вышена­званными элементарными знаниями.

           За курс 10-11 класса обучающиеся  также получили знания:

  • ·                 определений и признаков параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, пространственных фигур, их основных элементов и свойств;
  • ·                 пошаговых алгоритмов построения сечений многогранников; построения плоскости, перпендикулярной данной плоскости; проведение перпендикуляра к плоскости из данной точки; построения линейного угла; построения плоскости, содержащей дан­ную прямую параллельно другой прямой;
  • ·                 определений перпендикуляра, наклонной, проекции наклонной на плоскость; теоремы о трёх перпендикулярах; понятие ортогональное проектирование;
  • ·                 понятий угла между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярную к ней; двугранного угла; линейного угла двугранного угла;
  • ·                 ключевых теорем,  формул курса стереометрии в разделах: Расстояние между двумя точками в пространстве; Расстояние от точки до прямой в пространстве; Расстояние от точки до плоскости в пространстве; Расстояние между прямыми в пространстве; Угол между прямыми в пространстве; Угол между прямой и плоскостью в простран­стве; Угол между плоскостями в пространстве.

       В процессе проведения уроков повторения темы «Применение различных методов нахождения расстояний и углов в пространстве»  обучающиеся имели возможность обобщения и систематизации всех вышеперечисленных знаний. Однако не все учащиеся даже при хорошем запасе знаний могут, глядя на чертёж, достаточно четко и быстро определить этапы решения задачи, выбрать наиболее рациональный способ решения предложенной задачи.


Автор(ы): Зорина Елена Борисовна
Приложения:
6710232124243_ход_урока.doc