Мастер-класс
Загадка – как средство развития мышления
и воображения младших школьников
Галиева Марьям Мидхатовна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии 66 Санкт-Петербурга
Цель: поделиться опытом использования активных приёмов работы с загадками на уроках в начальных классах.
Задачи:
ü рассказать о конкретных приёмах работы с загадками, которые создают условия для развития творческого мышления ученика;
ü заинтересовать участников мастер-класса данной работой.
Любите ли Вы загадки? Загадки – это великая сокровищница человеческой мысли. Во многих сказках разных народов мира герои загадывают и отгадывают загадки. Это является признаком большого ума и мудрости. А мудрость и ум всегда в почёте. «Загадать» - значит замыслить, задумать, предложить неизвестное для отгадки. Сам народ определил загадку, как «Без лица в личине».
Несколько лет назад я познакомилась с книгой известного педагога-новатора Нестеренко Аллы Александровны, в которой она предлагает конкретные приёмы работы с детьми для развития их творческого воображения. Наши дети должны много запоминать и воспринимать много информации. Алла Александровна говорит о том, что в педагогике существует противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дать детям необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе. Загадка - один из способов разрешения этого противоречия.
На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, которое учит детей говорить ярко, кратко и образно. На уроках закрепления знаний о частях речи полезно составлять с детьми загадки. Можно использовать индивидуальную, парную или даже групповую форму работы. Вводя на уроках математики понятие отношения целого и частей, можно предложить детям нарисовать молчаливые загадки. А уж предметы, такие как литературное чтение и окружающий мир открывают широкий простор для использования загадок на уроке.
«Особенно мне нравится сочинять свои загадки. Это интереснее, чем отгадывать», - говорит одна из участниц дистанционного конкурса-проекта «Загадайка» - 2012.
Автор(ы): Галиева Марьям Мидхатовна
Приложения:
671120037592a_Мастер-класс.doc