Конспект познавательно-речевой деятельности
От зернышка до хлебушка
Кислякова Елена Леонидовна
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Цель: систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба, сформировать у детей понимания того, что хлеб является ежедневным продуктом, рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Материал и оборудование: кукла би – ба –бо, картинки с изображением трактора, комбайна, мельницы, пекаря, колосок, вырезанный из бумаги, на тарелочке маленький кусочек хлеба – 25 гр., готовое песочное тесто, фартуки, разделочные доски, скалка, формочки, противень, мука, в пакете – батон хлеба.
Микротемы:
1. Хлеб в национальном народном фольклоре. Отгадываем загадки, повторяем пословицы и поговорки о хлебе.
2. Как растет хлеб? Изучаем процесса посева, прорастания и уборки зерна.
3. Каким бывает хлеб? Повторяем названия различных хлебобулочных изделий.
4. Как готовят хлеб? Совместное приготовление хлебобулочных изделий с воспитанниками.
Предшествующая работа: проращивание зерен ржи и пшеницы; заучивание пословиц и поговорок о хлебе, загадки о хлебе. Дидактические игры.
Ожидаемый результат: Дети закрепляют знания о процессе выращивания зерна, уборке и приготовления хлеба. Закрепляют математические представления, умение составлять короткие рассказы, расширяют экологические представления.
Задачи | ||
Познавательно-речевая | Развивающая | Воспитательная |
1. Закрепить знание детей о долгом пути хлеба от поля до стола. 2. Активизировать, обогащать словарь детей. 3. Вызвать интерес к коллективному труду. | 1. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление. | 1. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. |
Основной ход познавательно-речевой деятельности
№ п/п | Этап, продолжительность | Методы, приемы | Вопросы для детей | Предполагаемая деятельность детей | Деятельность педагога | Планируемый результат |
1 1.1 | Вводный Организационный | Словесный, наглядный | Как вы думаете, о чем будем беседовать? Что Вы знаете о хлебе? Откуда он берется на нашем столе? | Рассматривают иллюстрации с разными этапами изготовления хлеба. | Используя куклу зернышка из театра би-ба-бо, задает вопросы, спрашивает разных воспитанников группы. | Дети участвуют в постановке цели непосредственной образовательной деятельности. |
1.2 | Мотивационный
| Словесный, наглядный | Как Вы думаете с чего надо начать, чтобы получился хлеб? | Дети рассказывают, о том, что сначала необходимо вырастить зерно и рассказывают, что для этого нужно сделать. | Оценивает, помогает | Дети выражают интерес и желание больше узнать об изготовлении хлеба. |
2 2.1 | Основной Микротема 1 Хлеб в национальном народном фольклоре. | Словесный. наглядный Использование иллюстраций. | Ребята отгадайте загадки! Ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе Вы знаете? | Дети отгадывают загадки, произносят и повторяют за педагогом пословицы и поговорки. | Хвалит детей, задает вопросы | Дети вспоминают и узнают новые загадки, пословицы и поговорки о хлебе. |
2.2 | Микротема 2 Как растет хлеб? Изучаем процесса посева, прорастания и уборки зерна. | Словесный, практический, показ презентации и иллюстраций | Как выращивают и убирают зерно? Кто это делает, что для этого нужно? | Смотрят презентацию и рассматривают иллюстрации с процессом посева и уборки зерна. | Показывает презентацию, задает детям уточняющие вопросы, рассказывает о процессе выращивания и уборки зерна. | Дети изучают новые слова – комбайн, посевная, уборочная страда, озимые. Приобретают знания об организации процесса посева и уборки зерна. |
2.3 | Микротема 3 Каким бывает хлеб? | Словесный, практический, наглядный, игровой | Какие виды хлебобулочных изделий, вы знаете? Что нужно, чтобы их приготовить? Как определить какой хлеб больше, а какой меньше? | Рассматривают картинки с различными видами хлебобулочных изделий. Рассказывают о том, пекут ли хлеб в их семье, кто и, как и это делает? Путем наложения одного изображения буханки хлеба на другое сравнивают их величину.
| Воспитатель предлагает детям показать, какое вырезанное изображение хлеба больше, а какое меньше. Предлагает детям использовать методы сравнения и наложения. | Знаю всевозможные виды хлебобулочных изделий. Упражняются в формировании представлений о способах сопоставления и сравнения размеров и величин. |
2.4 | Микротема 4 Как готовят хлеб? Совместное приготовление хлебобулочных изделий с воспитанниками.
| Наглядный, словесный, практический | Как можно приготовить хлебобулочные изделия самому? | Совместно с воспитателем изготавливают корзиночки из готового песочного теста. | Воспитатель показывает детям, как правильно раскатывать песочное тесто скалкой и формировать корзиночку. | Дети получают практический навык работы с песочным тестом, у них формируется понимание, что хлеб можно не только купить готовым в магазине, но и приготовить самостоятельно вместе с родителями. |
3 3.1 | Заключительный Подведение итогов | Словесный | Ребята, давайте проверим, что нового вы сегодня узнали о том, откуда берется хлеб, и как его можно приготовить? | Дети отвечают на вопросы зернышка. | Вместе с детьми подводят итог | Дети знают, откуда берется хлеб, и как его можно приготовить самим. |
3.2 | Рефлексия | Словесный | Понравилось ли вам беседовать о хлебе? Что нового вы сегодня узнали, чему научились? | Дети делятся впечатлениями | Предлагает выбрать смайлики, которые наилучшим образом характеризуют эмоциональное состояние и настроение каждого ребенка после проведенного занятия. | Дети знают, что хлеб получают из обычного зернышка, которое проходит большой путь от колоса до муки, и наконец до готового хлеба. Дети узнают, насколько это трудоемкий процесс, и сколько людей участвуют в этом процессе. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПОЗНАВТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Что за чем идет?
Старшая группа (5-6 лет)
Материал и оборудование: картинки разных размеров с изображением различных хлебобулочных изделий, каждое изображение представлено в большом и маленьком форматах, карточки с изображением различных этапов производства и изготовления хлеба.
Предшествующая работа | ||
По речевому развитию | По экологическому воспитанию | По математическому развитию |
Закрепить названия различных хлебобулочных изделий.
| Закрепить представление об особенностях выращивания зерна. | Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине. Использовать прилагательные: меньше-больше, также наречия: сначала-потом. |
Дидактическая задача Закрепить представление детей о последовательности изготовления хлеба. | Игровая задача Помочь зернышку правильно расположить свой путь до того момента, как оно станет хлебом. | Игровое правило Дети делятся на команды по 3-4 человека, каждая команда получает комплект карточек, на которых изображены этапы изготовления хлеба, необходимо разложить карточки в правильной хронологической последовательности от посева зерна до получения готовой буханки хлеба. | Приемы интеллектуальной активности Проговаривают в речи последовательность этапов производства хлеба, используя новые изученные в ходе непосредственной образовательной деятельности слова. Описывают, что видят на картинке, устанавливают связи и правильную последовательность. | Игровые действия Зернышко не может определить в какой последовательности нужно делать из зернышка хлеб. Как помочь зернышку? Как необходимо правильно расположить карточки с этапами изготовления хлеба. Каждая команда выкладывает последовательность из карточек, побеждает та команда, которая быстрее всех выстроит последовательность из карточек правильно. Воспитатель дает оценку, спрашивает у зернышка, запомнил ли он всю последовательность. | Игровой продукт У детей перед глазами полная производственная цепочка по изготовлению хлеба. На выбор каждый из воспитанников рисует один из ее этапов. |
Закрепить навык сравнения размера предметов способом наложения | Помочь зернышку правильно назвать хлебобулочные изделия и определить какое из них больше, а какое меньше. | Каждой команде выдается комплект макетов хлебобулочных изделий, выполненных из бумаги, макеты разных размеров, каждой команде нужно правильно назвать все хлебобулочные изделия, из разложить все макеты от большего к меньшему, сравнивая их методом наложения. | Проговаривают в речи названия хлебобулочных изделий, выстраивают алгоритм сравнения группы объектов между собой методом наложения. | Зернышко не помнит, как правильно называются хлебобулочные изделия, давайте ему напомним, а заодно и поможем найти какие из них больше, а какие меньше. | Детям предлагается слепить из пластилина любое хлебобулочное изделие на выбор, из представленных в виде макетов. |
Автор(ы): Кислякова Елена Леонидовна
Приложения:
6713d56017753_Ot_zernyshka_do_khlebushka.docx