Конспект познавательно-речевой деятельности

От зернышка до хлебушка

Кислякова Елена Леонидовна

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба, сформировать у детей понимания того, что хлеб является ежедневным продуктом, рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Материал и оборудование: кукла би – ба –бо, картинки с изображением трактора, комбайна, мельницы, пекаря, колосок, вырезанный из бумаги, на тарелочке маленький кусочек хлеба – 25 гр., готовое песочное тесто, фартуки, разделочные доски, скалка, формочки, противень, мука, в пакете – батон хлеба.

Микротемы:

1. Хлеб в национальном народном фольклоре. Отгадываем загадки, повторяем пословицы и поговорки о хлебе.

2. Как растет хлеб? Изучаем процесса посева, прорастания и уборки зерна.

3. Каким бывает хлеб? Повторяем названия различных хлебобулочных изделий.

4. Как готовят хлеб? Совместное приготовление хлебобулочных изделий с воспитанниками.

Предшествующая работа: проращивание зерен ржи и пшеницы; заучивание пословиц и поговорок о хлебе, загадки о хлебе. Дидактические игры.

Ожидаемый результат: Дети закрепляют знания о процессе выращивания зерна, уборке и приготовления хлеба. Закрепляют математические представления, умение составлять короткие рассказы, расширяют экологические представления.

 

Задачи

Познавательно-речевая

Развивающая

Воспитательная

1.              Закрепить знание детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

2.              Активизировать, обогащать словарь детей.

3.              Вызвать интерес к коллективному труду.

1.   Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.

1.     Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

 

Основной ход познавательно-речевой деятельности

№ п/п

Этап, продолжительность

Методы, приемы

Вопросы для детей

Предполагаемая деятельность детей

Деятельность педагога

Планируемый результат

1

1.1

Вводный

Организационный

Словесный, наглядный

Как вы думаете, о чем будем беседовать? Что Вы знаете о хлебе? Откуда он берется на нашем столе?

Рассматривают иллюстрации с разными этапами изготовления хлеба.

Используя куклу зернышка из театра би-ба-бо, задает вопросы, спрашивает разных воспитанников группы.

Дети участвуют в постановке цели непосредственной образовательной деятельности.

1.2

Мотивационный

 

Словесный, наглядный

Как Вы думаете с чего надо начать, чтобы получился хлеб?

Дети рассказывают, о том, что сначала необходимо вырастить зерно и рассказывают, что для этого нужно сделать.

Оценивает, помогает

Дети выражают интерес и желание больше узнать об изготовлении хлеба.

2

2.1

Основной

Микротема 1

Хлеб в национальном народном фольклоре.

Словесный.

наглядный

Использование иллюстраций.

Ребята отгадайте загадки! Ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе Вы знаете?

Дети отгадывают загадки, произносят и повторяют за педагогом пословицы и поговорки.

Хвалит детей, задает вопросы

Дети вспоминают и узнают новые загадки, пословицы и поговорки о хлебе.

2.2

Микротема 2

Как растет хлеб? Изучаем процесса посева, прорастания и уборки зерна.

Словесный, практический, показ презентации и иллюстраций

Как выращивают и убирают зерно? Кто это делает, что для этого нужно?

Смотрят презентацию и рассматривают иллюстрации с процессом посева и уборки зерна.

Показывает презентацию, задает детям уточняющие вопросы, рассказывает о процессе выращивания и уборки зерна.

Дети изучают новые слова – комбайн, посевная, уборочная страда, озимые. Приобретают знания об организации процесса посева и уборки зерна.

2.3

Микротема 3

Каким бывает хлеб?

Словесный, практический, наглядный, игровой

Какие виды хлебобулочных изделий, вы знаете? Что нужно, чтобы их приготовить? Как определить какой хлеб больше, а какой меньше?

Рассматривают картинки с различными видами хлебобулочных изделий. Рассказывают о том, пекут ли хлеб в их семье, кто и, как и это делает? Путем наложения одного изображения буханки хлеба на другое сравнивают их величину.

 

Воспитатель предлагает детям показать, какое вырезанное изображение хлеба больше, а какое меньше. Предлагает детям использовать методы сравнения и наложения.

Знаю всевозможные виды хлебобулочных изделий.

Упражняются в формировании представлений о способах сопоставления и сравнения размеров и величин.

2.4

Микротема 4

Как готовят хлеб? Совместное приготовление хлебобулочных изделий с воспитанниками.

 

Наглядный, словесный, практический

Как можно приготовить хлебобулочные изделия самому?

Совместно с воспитателем изготавливают корзиночки из готового песочного теста.

Воспитатель показывает детям, как правильно раскатывать песочное тесто скалкой и формировать корзиночку.

Дети получают практический навык работы с песочным тестом, у них формируется понимание, что хлеб можно не только купить готовым в магазине, но и приготовить самостоятельно вместе с родителями.

3

3.1

Заключительный

Подведение итогов

Словесный

Ребята, давайте проверим, что нового вы сегодня узнали о том, откуда берется хлеб, и как его можно приготовить?

Дети отвечают на вопросы зернышка.

Вместе с детьми подводят итог

Дети знают, откуда берется хлеб, и как его можно приготовить самим.

3.2Рефлексия

Словесный

Понравилось ли вам беседовать о хлебе? Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

Дети делятся впечатлениями

Предлагает выбрать смайлики, которые наилучшим образом характеризуют эмоциональное состояние и настроение каждого ребенка после проведенного занятия.

Дети знают, что хлеб получают из обычного зернышка, которое проходит большой путь от колоса до муки, и наконец до готового хлеба. Дети узнают, насколько это трудоемкий процесс, и сколько людей участвуют в этом процессе.

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПОЗНАВТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Что за чем идет?

Старшая группа (5-6 лет)

 

Материал и оборудование: картинки разных размеров с изображением различных хлебобулочных изделий, каждое изображение представлено в большом и маленьком форматах, карточки с изображением различных этапов производства и изготовления хлеба.

Предшествующая работа

По речевому развитию

По экологическому воспитанию

По математическому развитию

Закрепить названия различных хлебобулочных изделий.

 

 

 

 

Закрепить представление об особенностях выращивания зерна.

 Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине.  Использовать прилагательные: меньше-больше, также наречия: сначала-потом.

 

Дидактическая задача

Закрепить представление детей о последовательности изготовления хлеба.

Игровая задача

Помочь зернышку правильно расположить свой путь до того момента, как оно станет хлебом.

Игровое правило

Дети делятся на команды по 3-4 человека, каждая команда получает комплект карточек, на которых изображены этапы изготовления хлеба, необходимо разложить карточки в правильной хронологической последовательности от посева зерна до получения готовой буханки хлеба.

Приемы интеллектуальной активности

Проговаривают в речи последовательность этапов производства хлеба, используя новые изученные в ходе непосредственной образовательной деятельности слова. Описывают, что видят на картинке, устанавливают связи и правильную последовательность.

Игровые действия

Зернышко не может определить в какой последовательности нужно делать из зернышка хлеб. Как помочь зернышку? Как необходимо правильно расположить карточки с этапами изготовления хлеба. Каждая команда выкладывает последовательность из карточек, побеждает та команда, которая быстрее всех выстроит последовательность из карточек правильно. Воспитатель дает оценку, спрашивает у зернышка, запомнил ли он всю последовательность.

Игровой продукт

У детей перед глазами полная производственная цепочка по изготовлению хлеба. На выбор каждый из воспитанников рисует один из ее этапов.

Закрепить навык сравнения размера предметов способом наложения

Помочь зернышку правильно назвать хлебобулочные изделия и определить какое из них больше, а какое меньше.

Каждой команде выдается комплект макетов хлебобулочных изделий, выполненных из бумаги, макеты разных размеров, каждой команде нужно правильно назвать все хлебобулочные изделия, из разложить все макеты от большего к меньшему, сравнивая их методом наложения.

Проговаривают в речи названия хлебобулочных изделий, выстраивают алгоритм сравнения группы объектов между собой методом наложения.

Зернышко не помнит, как правильно называются хлебобулочные изделия, давайте ему напомним, а заодно и поможем найти какие из них больше, а какие меньше.

Детям предлагается слепить из пластилина любое хлебобулочное изделие на выбор, из представленных в виде макетов.

 


Автор(ы): Кислякова Елена Леонидовна
Приложения:
6713d56017753_Ot_zernyshka_do_khlebushka.docx