Использование современных игровых технологий на уроке музыки
Карпова Алла Владимировна
Все дети соприкасаются с прекрасным, каждый школьный предмет должен воспитывать эстетически, раскрывать красоту, гармонию и целостность окружающего мира. Задача учителя музыки стимулировать творческие способности учащихся, учить импровизировать, не бояться смелых решений, креативно мыслить.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, творческих способностей обучающихся в разнообразных видах музыкальной деятельности. Одним из средств достижения этих результатов является игровая деятельность.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Учитель, в свою очередь, является проводником в мир прекрасного, где с помощью игры ученик может увидеть и понять прекрасные музыкальные произведения, как классические так и современные .Игра помогает сделать процесс обучения увлекательным и интересным
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Игры могут использоваться в любой части урока и даже для связи между различными этапами урока.
Одной из форм игрового музицирования являются каноны.Пение канонов нравится ученика разных классов, ведь при исполнении канона есть элемент соревновательности. В начале урока в качестве организационного момента я часто использую ритмический канон, используя разные ритмические рисунки.
Исполнение игровых песен-потешек с использованием шумовых инструментов - еще одна форма работы с использованием игровых элементов.
"В доме моем тишина"
В доме моем тишина
В доме моем я одна
Только слышу "шуршунчики" шуршат(дети шуршат бумагой или пакетом)
Каждый раз в новом куплете герой меняется, так появляются "Стукунчики", "Ворчунчики", "Сопунчики" и.т.д. К каждому герою необходимо придумать его звуки и жесты. В данной игре сочетается релаксация и развитие фантазии ребенка.
Игра в Дирижера. Каждый ученик хочет попробовать себя в этой роли, изучая произведения мы смотрим видео-фрагменты и видим действия дирижера, когда музыка звучит громко или тихо, радостно или грустно. При повторном прослушивании музыки, уже без демонстрации видео я прошу учащихся стать дирижерами и продемонстрировать мимикой и жестами настроение произведения. Эта игра позволяет закрепить эмоциональную память о прослушанном произведении, запомнить чувства и эмоции, которые оно произвело на учащегося.
Игра "Пропой за мной" При изучении песен нередко сталкиваюсь с тем что учащиеся меняют слова в тексте, как вариант домашнего задания предлагаю сочинить частушки на школьные темы или куплет песни о школе, маме и т.д. На следующем уроке ученики собирают свой ансамбль и готовят исполнение песни. Данное игровое задание позволяет учащимся развивать творческие способности, лидерские качества, развивать память, креативное мышление.
Игровые формы работы можно использовать на уроке с привлечением интернет ресурсов например Learningapps.org. LearningApps – бесплатный онлайн-сервис, где можно создавать собственные задания, редактировать уже опубликованные и выполнять чужие. Будет полезен для педагогов и учеников с целью проведения занятий в интерактивном режиме. на этом ресурсе представлено много готовых викторин, загадок и игр по музыке. Данная платформа дает возможность использовать уже готовые игры и задания, редактировать под свои потребности готовые задания или создать свои.
Игровые задания есть разного уровня сложности и различных форм работы, например: найти соответствие, подобрать пару, закончить ряд.
Безусловно игра является неотъемлемой частью урока музыки. По утверждению А.Макаренко, игру необходимо включать в творческий учебный процесс, она является одним из путей развития творческой лисности.
Автор(ы): Карпова Алла Владимировна
Приложения: