Формирование ключевых компетенций на уроках информатики
Екимова Римма Витальевна,
учитель информатики ГБОУ СОШ № 264
Кировского Района Санкт-Петербурга
В настоящее время в российском образовании происходят существенные изменения, идет внедрение новых федеральных стандартов. Стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, а одной из приоритетных задач – обеспечение инновационного характера базового образования, модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития. Программой определено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
В основу новых образовательных стандартов положена методология компетентностного подхода, педагог должен не просто передать сумму знаний учащимся, а сформировать у них способы самостоятельного получения знаний. По А.В. Хуторскому, под компетенцией следует понимать «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а под компетентностью «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [1]. Компетентность можно рассматривать как «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности» [2].
А.В. Хуторской выделяет семь ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Средства ИКТ в большей степени позволяют развивать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. Это, несомненно, надо использовать на уроках, в том числе и уроках информатики. Например, на уроках усвоение новых знаний это будет просмотр презентаций, выполнение заданий ЦОР, работа с тренажерами, тестовыми программами. На уроке усвоения навыков и умений это может быть – работа в виртуальных лабораториях, моделирование процессов в различных средах, в том числе и программирование, решение интерактивных задач, выполнение проекта (поиск, сбор, обработка информации). На уроке обобщения, систематизации – презентация, интерактивные дидактические игры, защита проекта. На уроках контроля и коррекции – тестовые программы, материалы ЦОР.
Любая компетенция может быть сформирована на трех уровнях: базовом (минимальный), среднем уровне (уровень возможностей) и продвинутом (творческий уровень). Учитель должен так подобрать материал, задания, чтобы дать возможность каждому ученику пройти от базового уровня к творческому и на каждом этапе можно и нужно использовать новые ИКТ.
На уроках информатики можно развить у учащихся такие компетенции, как:
· умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
· умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
· умение самостоятельно искать и анализировать информацию, используя компьютер, Интернет, система Искусственного Интеллекта (ИИ);
· применять различные компьютерные программы для решения поставленных задач (стандартных и нестандартных)
· умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
· способность самостоятельно заниматься своим обучением (дистанционные технологии);
· умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.
Основная задача учителя подобрать материал и так подать его, чтобы каждый ребенок смог развить ключевые компетенции на любом из трех уровней. Умел применять и использовать полученные знания и умения в окружающем его мире.
Список литературы:
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 20.12.2024) - Режим доступа: свободный.
2. Родионова А.В. Педагогический глоссарий, 2023 г.
Автор(ы): Екимова Римма Витальевна
Приложения: