Методическая разработка урока математики в 1 классе

Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Угримова Александра Ивановна 

1.      Аннотация к уроку 

Урок закрепления по математике в 1 классе на тему «Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Урок  математики  по УМК «Перспектива» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов.

 

 

2.      Пояснительная записка к уроку

 

АвторУгримова Александра Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 586
ПредметМатематика
Класс1
Тема урока

Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Цель учителя

Cпособствовать актуализации и закреплению знаний чисел в пределах 20, умению выполнять вычисления в пределах 20 без перехода через десяток

Планируемые результаты

Предметные:

Ученик получит возможность закрепить:

 -приемы сложения и вычитания, основанных на знании разрядного состава чисел;

- представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

-знание  нумерации чисел 11-20;

-продолжить работу над задачами изученных видов, развивать навыки счета.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать способность к целеполаганию и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, выполнять учебное задание в соответствии с заданным алгоритмом действий, контролировать и оценивать учебную деятельность и свой результат.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: развивать навыки смыслового чтения через работу с текстом учебного задания, участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; сотрудничать в совместном решении проблемы, работать в паре.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, проявлять уважительное и дружелюбное отношение к своим одноклассникам.

УчебникПетерсон Л. Г. Математика 1 кл. в 3х частях: учебник / Л. Г. Петерсон; -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023.
Технологии, используемые на уроке

¾    Игровые технологии;

¾    Здоровьесберегающие технологии

 

Методы и приемыМетапредметный, проблемно-диалогический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Формы работыФронтальная, групповая, парная
Необходимое оборудование урока

 

 

 

 

3. Технологическая карта урока «Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20»

 

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап урока

Эмоциональный настрой на урок.

 

Урок сопровождается презентацией.

 

Учитель обеспечивает положительный настрой и мотивацию на урок за счет следующих вопросов:

¾    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

¾    Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на работу.

Записывают в тетради дату проведения урока и название формы работы.

Актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии:

 

 

Учитель организует  чтение телеграммы и фронтальную беседу по следующим вопросам:

¾    От кого эта телеграмма?

----Как называется сказка?

¾    Как вы думаете, почему волку удалось сломать дома? (из соломы и веток нельзя построить прочный дом)

¾    Не хватило инженерных знаний. Проверим, какие математические знания приобрели вы.

¾    Поможем поросятам выстроить математический  дом?

¾    Из чего мы сможем построить дом? (из геометрических фигур)

¾    Для этого, в течении урока вам нужно собрать детали танграма и в конце урока  попробуете построить дом.

Обучающиеся читают  с выражением, телеграмму участвуют в беседе.

 

 

 

Учитель организует постановку целей и планирование действий  обучающимися:

¾    Инженеры должны уметь читать чертежи, а мы с вами графические модели.

-Задание № 1. Я вам показываю графическую модель, а вы записываете число, которое обозначает эта модель.

¾    11  8   6   5   12

7    14   10   18   1

¾    Запишите эти числа красиво по образцу на доске, но в порядке возрастания.

 

¾    Все согласны? Поднимите руку, кто согласен с ними. А кто не согласен?

Определение темы и цели урока:

¾    Если мы правильно выстроили ряд чисел, то узнаем тему нашего урока. Переверните карточку другой стороной.

¾    Определите тему нашего урока. 

¾    Переверните обратно карточки. Чтобы узнать, что будем повторять, разделите эти числа на 2 группы.

¾    Как называются числа каждой группы?

 

¾    Почему числа первой группы называются однозначные?

 

 

¾    Почему числа первой группы называются двузначные?

 

¾    Что обозначает каждая цифра в записи этих чисел?

 

 

¾    Верно. Попробуйте  сформулировать тему урока.

 

¾    Какую цель поставим перед собой на сегодняшний урок?

 

 

 

¾    Мы верно определили тему и урока, сумели поставить цели, значит берем первую (большой треугольник ) фигуру из набора.

 

 

Графические модели  на слайде появляется последовательно.

 

Ученики формулируют цель деятельности (научиться), также формулируют шаги по достижению цели (повторить, выяснить, применить)

Дети записывают числа, затем 10 человек выходят, берут карточки, встают в порядке возрастания.

 

 

-Повторение.

 

-Однозначные и двузначные числа.

-Для записи этих чисел мы используем одну цифру.

-Для записи этих чисел мы используем две цифры.

-1- десятки, …-единицы.

-Однозначные и двузначные числа.

 

-Повторить однозначные и двузначные числа, закрепить умения выполнять вычисления в пределах 20

Выбирают первую фигуру из набора.

Процессуальный этап урока

Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

Учитель организует повторение через фронтальную беседу по вопросам

-Уч. Стр 60 № 3. Прочитайте задание, как понимаете, что нужно сделать?

1 ребенок у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

 

-Хорошая работа, возьмите второй большой треугольник.

 

 

-Используя полученные вами фигуры, постройте 1 фигуру. Какая фигура у вас получилась?

Учитель параллельно с учениками строит квадрат из двух треугольников на доске.

-Что мы знаем о квадратах?

-Что мы можем найти у квадрата? (периметр)

-Попробуем найти P.

1 ребенок у доски, остальные в тетради.

-Поднимите руку, кто также выполнили данное задание.

-Оцените свою работу смайликов на полях.

-Мы вспомнили как найти Р квадрата, теперь возьмите квадрат из конверта.

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

-Для построения любого чертежа, нужно знать единицы измерения и уметь их переводить. Сейчас мы с вами проверим, насколько быстро вы умеете преобразовывать единицы измерения.

Фронтальная проверка задания

-Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок, допустил 1-2 ошибки.

-Оцените свою работу.

-Возьмите четвертую фигуру.

 

-Самостоятельная работа. Учебник стр 60 № 4.

-Поменяйтесь тетрадями с «соседом» по парте, проверьте его работу, оцените работу соседа.

 

-Те, кто выполнил без ошибок, берут 2 фигуры, 1-2 ошибки берут 1 фигуру.

-Наши герои готовятся к новоселью и варят сладкое угощение для своих гостей. Давайте поможем нашим математическим поросятам. Задача на стр 61 № 7.

Учитель организует разбор задачи через фронтальную беседу по вопросам:

-Внимательно прочитайте условие и вопрос задачи.

-Что известно?

-Что нужно найти?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-А можем  узнать чему равно целое? Как?

-Проверьте запись решения задачи с образцом на доске. Оцените свою работу.

-Возьмите следующую фигуру.

Учитель организует индивидуальную работу.

-У каждого на парте есть 2 карточки. Розовая карточка- задание для тех, кто не совсем уверен в своих силах, белые карточки-для тех, кто уверен, что освоил сложение и вычитание в пределах 20. Самостоятельно сделайте выбор, задание на какой карточке вы хотите выполнить.

-Проверим ваши работы по образцу.

-Вы справились со всеми заданиями, возьмите последнюю фигуру из набора.

Ученики отвечают на вопросы

-Нужно числовое выражение перевести в графическую модель.

Ученики самостоятельно выполняют задание в тетрадях, один работает у доски, используя фишки.

Из двух полученных треугольников дети строят квадрат. Сверяют свою работу с образцом на доске.

 

-У квадрата 4 угла, вершины, стороны.

-Периметр- это сумма длин всех сторон.

 

Самостоятельно выполняют задание, проверяют по образцу на доске.

 

Оценивают свою работу, выбирают третью фигуру танграма.

 

 

 

 

 

В парах выполняют задания, обсуждая возникшие вопросы в ходе работы.

Проверка выполненного задания.

Самооценка.

Берут четвертую фигуру танграма.

 

Самостоятельно выполняют задание.

Проверка работы «соседа» по парте, оценка работы.

 

Выбирают 1-2 фигуры танграма.

Один ребенок решает задачу у доски, остальные самостоятельно решают в тетрадях.

Читают условие и вопрос задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

-Мы не знаем чему равно целое.

Проверка выполненного задания.

Самооценка, выбор фигуры.

 

Обучающиеся самостоятельно выбирают карточки.

 

Самопроверка по образцу.

Рефлексивно-оценочный этап урока

Организация рефлексии деятельности.

 

 

 

 

Учитель организует подведение предметного итога и рефлексию деятельности по следующим вопросам:

 

-Мы с вами вместе построили, повторяя изученный материал, домик для поросят. А теперь, как будущие инженеры, постройте по памяти самостоятельно.

 

-Все ли вам было понятно?

-Какое задание вызвало у вас затруднения?

-Что было самым интересным?

Что показалось вам наиболее интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. --Почему?

-Ребята, вы большие молодцы! Сделали доброе дело, помогли несчастным поросятам. Думаю, они остались довольны. А когда вы вырастете, кто-то из вас станет квалифицированным инженером строителем и будет строить красивые, надежные, уютные и умные дома для жителей нашего города.

 

 

Участвуют в рефлексивной беседе.

 

 

Пробуют самостоятельно построить домик из танграма.

 

По окончанию урока учитель благодарит учеников за продуктивную работу в ходе урока.

Прощаются с учителем.

 

3.      Список литературы

Петерсон Л. Г. Математика 1 кл. в 3х частях: учебник / Л. Г. Петерсон; -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний


Автор(ы): Угримова Александра Ивановна
Приложения: