Изобразительная деятельность - важная составляющая
часть развития ребенка в ДОУ
Лавренова Татьяна Николаевна
Каждый ребенок – художник, проблема в том, чтобы
остаться художником, когда вырастешь.
Пабло Пикассо
Изобразительная деятельность – это прекрасное средство развития творческих талантов ребенка, развития его мыслительного процесса, помощь в социализации в современном обществе.
Проблема развития творчества всегда занимала исследователей и педагогов, а творческая личность ценилась во все времена. В наше время с помощью изобразительной деятельности дети изучают окружающий мир. Ориентация на творчество сегодня, в связи с введением ФОП ДО дошкольного образования, является главной установкой современной системы образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эмоционального и эстетического восприятия искусства. К числу главных задач современного образования относится направленность на развитие творческого потенциала дошкольников. Значимость этих задач отражается в научных публикациях. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В связи с этим перед воспитателем встает важная задача развития творческого потенциала ребенка, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса. Для того чтобы развивать изобразительное творчество необходима особая организация этой деятельности, поиск новых способов художественного выражения. Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное художественно эстетическое творчество, оказывает положительное влияние на развитие ребенка, вызывает положительные эмоции. Практические занятия развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.
Виды художественно-эстетической деятельности и их характеристики.
Рисование - является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.
Лепка - в процессе лепки ребенок осваивает процесс создания трехмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) дает возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Конструирование и аппликация - занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства объема. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребенка о цвете и величине.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира. Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Успех воспитания и обучения детей в целом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают - систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, с помощью которых эти знания преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений объяснения, рассказы педагога, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
- наглядные (использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов, показ различных приёмов изображения. Способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи и облегчают работу мышления и воображения)
- словесные (беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.)
- практические (упражнения, игровой метод, элементарные опыты, моделирование)
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
- информативно - рецептивный (включает приемы рассматривания, наблюдения, экскурсии, показ воспитателя, образец воспитателя)
- репродуктивный -метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя- прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.)
- исследовательский (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.)
- эвристический; (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.)
- метод проблемного изложения материала ( не может быть использован для дошкольников, а может быть применен только для старших школьников)
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в
рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Для изобразительной деятельности детей в детском саду необходимы следующие условия: организация предметно-развивающей среды, сочетание индивидуальных и коллективных видов работы, выстраивание на занятии игрового сюжета, стимулирование детского творчества занимательным содержанием, применение разнообразных художественных материалов и техник, наличие творческих заданий, проведение наблюдений перед рисованием с натуры. Однако следует заметить, что во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, сюрпризный момент, сказочный или кукольный герой приходит в гости, просьба о помощи, дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми. Ребенка надо научить рисовать разными способами, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приемы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объеме. Работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
И в заключении хочется добавить цитату великого писателя, философа, поэта, натуралиста Генри Девид Торо «Мир - это всего лишь холст для нашего воображения» ...
Автор(ы): Лавренова Татьяна Николаевна
Приложения: