Методическая разработка заданий, направленных на оценку
и развитие читательской грамотности по теме:
"Освоение Новороссии и Крыма"

Корнышева Юлиана Игоревна

Направление функциональной грамотности: читательская

Класс: 8

Учебный предмет: история

Учебный раздел: Российская империя в период правления Екатерины II

Тема урока: Освоение Новороссии и Крыма

Этап обучения: закрепление

Формат заданий предполагает формировать не только читательскую грамотность, но и побуждает обучающихся к осознанному выбору своей позиции по проблеме, затронутой в тексте.

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий.

Задание относится к группе читательских действий «находить и извлекать информацию», находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

Ожидаемые результаты:

Работа с предложенным заданием способствует достижению следующих результатов в обучении обучающихся:

Личностные:

·        социальная и культурная идентичность на основе усвоения исторических понятий и представлений о прошлом своего Отечества;

·        уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные:

·        развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;

·        самостоятельно выбирать способ учебной задачи;

·        составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний по исследуемой теме;

·        выражать свою точку зрения в устной и письменной или устной форме;

·        устанавливать существенный признак для обобщения и сравнения.

Предметные:

·        определять длительность исторических процессов, последовательность исторических событий, явлений, процессов;

·        использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов);

·        объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

·        проводить атрибуцию исторической карты (схемы), используя обозначенную на ней информацию;

·        привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой;

·        на основе учебного текста анализировать историческую ситуацию, отвечать на вопросы.

·        определять и объяснять с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям.

Выбор сюжета обусловлен актуальностью проблемы в современных условиях развития страны. Прежде всего, значимостью исторического воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. Как отметил президент В.В. Путин в обращении к Федеральному Собранию РФ, в сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. «Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства. Крым – это и уникальный сплав культур и традиций разных народов. И этим он так похож на большую Россию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос. Русские и украинцы, крымские татары и представители других народов жили и трудились рядом на крымской земле, сохраняя свою самобытность, традиции, язык и веру». Поэтому очень важно показать значимость присоединение Крыма через призму исторических событий. Ведь Таврический вояж Екатерины II был уникальным событием мировой истории. Это было путешествие, впервые в мире спланированное по всем правилам организации тура. Здесь можно проследить все составляющие классического тура: транспорт, размещение, питание, культурная программа и даже сувениры. Путешествие императрицы в Тавриду положило начало истории русского Крыма.

 

Проект задания

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

На сайте культура. РФ можно найти приглашение отправиться в виртуальное путешествие по полуденному краю России, следуя императорскому маршруту Екатерины II в Крыму. Путешествие  Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Екатерина II занимала огромную карету, запряженную четырьмя десятками лошадей: внутри размещались гостиная, библиотека, кабинет, карточный стол. Императрицу сопровождали придворные, иностранные дипломаты и прислуга — всего около 3000 человек свиты. Таврический вояж был призван не только познакомить 58-летнюю Екатерину со вновь обретенными владениями, но и произвести впечатление на европейцев.

Увидев публикацию «Таврический вояж Екатерины II», Леонид вспомнил, что летом его семья планировала совершить поездку в Крым на машине. Семью Леонида заинтересовала карта путешествия императрицы в Крым. Рассмотрите её и ответьте на вопросы.

Карта путешествия Екатерины II в Крым в 1787 году

Задание 1. (2 балл)

Когда и в какое время года началась поездка Екатерины II в южные пределы своей империи?

__________________________________________________________________

Задание 2. (2 балла)

Дополните предложение, используя информацию текста.

Дорогу в Крым Потемкин потребовал «сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь». Он повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными «дорожными знаками»_______________________________________________

Задание 3. (1 балл).

 Отметьте правильный ответ, поставьте «+» рядом с правильным ответом.

Амазонки – это ____________________________________________________

1) женские воинские племена, которые встречали кортеж Екатерины II.

 

2) необычная рота из 100 наездниц, состоявшей из жен и дочерей офицеров расквартированного греческого батальона.

 

3) необычная рота из 200 наездниц, состоявшей из жен и дочерей офицеров расквартированного иноземного батальона.

 

 

Задание 4. (1 балл)

Как вы понимаете, что значит Таврический вояж Екатерины II, поставьте «+» рядом с правильным ответом.

·        путешествие Екатерины II в Крым

·        поездка Екатерины II в Бахчисарай

Задание 5. (3 балла)

Докажите, что Таврический вояж Екатерины II – это величайшее путешествие во всей мировой истории.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. (3 балла)

Какое влияние оказало путешествие Екатерины II на политику и культуру Российской империи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. (4 балла)

Подберите к словам по одному синониму и по одному антониму.

Город

    
 

Антоним

 

Синоним

 

 

 


 

Павильон

    
 

Антоним

 

 

Синоним

 

   

 


 





 

 

Критерии оценивания

балл

1

В задании проверяется умение находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе.

2 балла –полный ответ без ошибок.

1 балл – полный ответ с ошибками, неполный ответ.

0 баллов – ответ не соответствует содержанию текста.

2

2

В задании проверяется умение быстро просматривать текст и находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

2 балла – полный ответ (предложение) без ошибок.

1 балл – предложение с ошибками, соответствует содержанию текста.

0 баллов – неверный ответ, несколько ответов/отсутствие ответа.

 

 

2

3

В задании проверяется умение находить правильную информацию, перефразированную в вопросе.

1 балл – верно определен правильный ответ

0 баллов – неверный ответ, несколько ответов/отсутствие ответа.

1

4

В задании проверяется умение понимать

1) прямое значение слова;

2) находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

1 балл – верно определен правильный ответ.

0 баллов – если ученик отметил оба варианта ответа.

1

5

В задании проверяются умение

1) понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на знания, полученные на других предметах;

2) находить аргументы, подтверждающие высказывание.

3 балла – за полный ответ без ошибок.

2 балла – за полный ответ с ошибками, за неполный ответ без ошибок.

1 балл – за неполный ответ с ошибками.

0 баллов – неверный ответ/отсутствие ответа.

3

6

В задании проверяются умение

1) соотносить заключённую информацию в тексте с информацией других источников/личным опытом;

2) находить аргументы, подтверждающие высказывание.

3 балла – за полный ответ без ошибок.

2 балла – за полный ответ с ошибками, за неполный ответ без ошибок.

1 балл – за неполный ответ с ошибками.

0 баллов – неверный ответ/отсутствие ответа.

3

7

В задании проверяются умение

1) понимать прямое значение слова;

2) подбирать синонимы;

3) подбирать антонимы

4 балла – по 1 баллу за каждый синоним и за каждый антоним.

0 баллов – неверный ответ/отсутствие ответа

 

4

 

 

 

Список литературы

1.     История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н.М. Арсентьев,  А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. М., 2019.

2.     Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

3.     https://elib.rgo.ru/handle/123456789/235966

4.     https://www.culture.ru/materials/254131/tavricheskii-voyazh-ekateriny-ii

5.     https://resh.edu.ru/subject/lesson/2539/main/

 

 

 

 


Автор(ы): Корнышева Юлиана Игоревна
Приложения:
679fd93ce627e_Методическая_разработка.doc