Методическая разработка
Ход конем
Дополнительной общеразвивающей программе «CHESSMANIA»
(физкультурно-спортивная направленность)
Югай Эдуард Владимирович,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ СОШ №469
Выборгского района Санкт-Петербурга,
194362, СПб, Парголово, ул. Кооперативная, д.27;
ул. Федора Абрамова, д. 16, корп. 3, стр. 1., т/ф 246-45-85
Аннотация.
При обучении шахматной игре детей возраста 5-8 лет, нередко бывает, что ход конем очень трудно понять. Проблемой является восприятие нелинейности коня. Данная разработка полезна всем педагогам дополнительно образования при обучении детей шахматной игре.
Введение.
На занятиях детям 5-8 лет освоить ход конем довольно сложно. А без коня играть в шахматы нет возможности. Линейные фигуры такие, как ладья, слон и ферзь без труда осваиваются детьми за счет их линейного движения. Но вот конь ходит, так сказать, по кривой или, как говорят буквой «Г». Поэтому и была разработана методика обучения хода конем. Новизна заключается в том, что проще всего понять ход коня можно, только если применить комплексный подход или комплекс упражнений. Необходимо наглядно, тактильно запомнить ход коня.
Целью методики является – изучение в кратчайшие сроки движение шахматной фигуры «Конь».
Основная часть.
Для изучения хода конем необходимо выполните специальные упражнения.
Упражнение №1.
На магнитной шахматной доске необходимо педагогу выложить магнитами одного цвета ход конем. Как показано на рисунке (рис.1). После, каждый ученик должен подойти к доске и составить своих ходы конем из магнитов.
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() |
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | ![]() |
Рис.1
Упражнение №2
На интерактивной шахматной доске необходимо линиями показать ход коня. И каждый ученик должен сделать ход конём, как показал педагог. После сам сходить в любое направление (Рис.3).
Это упражнение необходимо повторить не менее 2 раза для каждого ученика.
Рис.2
Рис.3
Упражнение №3
На листе формата А4, с позицией (Приложение 1), как на рис.4 необходимо нарисовать маршрут коня, который уничтожает пешки на совеем пути.
Рис.4
Упражнение №4
На сайте https://lichess.org/learn#/5 пройти обучение, как показано на Рис.5
Рис.5
Упражнение №5
Необходимо сыграть в игру «Голодный конь».
Расстановка в начале игры почти такая же, как в партии, только короли снимаются с доски, а на их место ставится один из вражеских коней. Цель игры - съесть все фигуры соперника (кроме коня, которым соперник ходит) быстрее, чем будут съедены твои фигуры. У ребят иногда возникают трудности, когда следующим ходом конь не может съесть фигуру, и нужно нацелиться.
Заключение
Проделав этот комплекс упражнений, дети с легкостью запоминают ход конём.
Упражнение №1. Даёт возможность ученику скопировать, а потом и самому придумать ход конем.
Упражнение №2. Уже наглядно, показывает ход конём, и ребенок, зная, как фигура передвигается, делает ходы.
Упражнение №3. Дает понимание, что конь это фигура маршрута и необходимо продумывать маршрут конем перед ходом им.
Упражнение №4. Упражнение для закрепления хода конем. На этом сайте в комнате обучения необходимо выполнить задание с уровнем три звезды.
Упражнение №5. Эта игра для закрепления навыков и наглядной демонстрации возможности, особенности хода конем.
Материалы и инструменты.
- шахматная магнитная доска, магниты круглые диаметром 2 см зеленого, красного и синего цвета.
- интерактивная шахматная доска. Сайт
- рисунок шахматной доски формата А4 (Приложение№1).
- шахматы настольные, комплект.
- простой карандаш.
Список литературы и интернет источников.
Интернет источники:
Список литературы.
1. Сабрина Чеваннес: Шахматы для детей, Издательство: Эксмо, 2021 г.
Приложения.
Приложение №1
Автор(ы): Югай Эдуард Владимирович
Приложения:
67adc38c82791_Методическая_разработка_Ход_конем.pdf