Методические особенности организации внеурочной
деятельности по предмету «Технология»

Третьякова Елена Николаевна

Выше была раскрыта специфика организации внеурочной деятельности в целом. Теперь коснёмся описания организации внеурочной деятельности в системе технологической подготовки. Анализ обозначенной проблемы позволил заключить, что внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческий потенциал, способствует развитию мелкой моторики. Важная роль отводится формированию культуры труда:

- содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени;

- планированию работы, правильному обращению с инструментами;

- соблюдению правил безопасной работы.

Цель внеурочной деятельности по технологии:

- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, способствовать развитию мелкой моторики рук,

- обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,

самостоятельность и аккуратность;

- привить интерес к народному искусству;

- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях

детского творчества.

Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся, развитие мелкой моторики пальцев рук.

К внеурочным мероприятиям в системе технологической подготовки, как правило, относят следующие виды занятий: кружок, экскурсия, викторина, выставка, олимпиада, конкурс, конференция, КВН, проектная деятельность и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.

В стандартах образования, говорится, что изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:

- овладение обще-трудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;

- изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;

- формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;

- воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.[2]

Однако, несмотря на объективную потребность всего выше перечисленного, последнее время наблюдается тенденция к сокращению часов учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане. Как же в новых условиях образования учитель технологии в полном объёме может реализовать заявленные требования? А реализовать он их может через внеурочную деятельность. На нее отводится примерно пять -  десять часов в неделю во второй половине дня. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей, и у семьи появилась возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и др. по интересам».

Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» обусловлена, тем, что:

- по современным стандартам школа обязана предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;

- так как ребёнок посещает занятия по внеурочной деятельности по желанию, и к их проведению школа может привлекать специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;

- повышает творческую активность, компетентность и мобильность педагога;

- при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология», ведение занятий внеурочной деятельности позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики.

Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка педагог обязан использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.

Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью необходимо учитывать возрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.

Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного будет способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях современных стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы. Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями.

                    

 


Автор(ы): Третьякова Елена Николаевна
Приложения: