Разработка комплекса английск упражнений по совершенствованию
навыков аудирования с помощью музыкотерапевтических
технологий обученияому языку
Сивицкая Александра Дмитриевна
Аудирование – это процесс восприятия речи на слух и понимания смысла устного сообщения. Аудирование хоть и является рецептивным видом речевой деятельности, однако считается и неотъемлемой частью устного общения наряду с говорением. Основой для обучения аудированию служит аудиотекст, который имеет уникальную структуру и организацию, отличную от письменного текста благодаря своей интонации и одноразовости восприятия.
Музыкотерапия как педагогическая технология представляет собой инновационный подход в образовательной практике, который использует музыку и ее элементы (звук, ритм и мелодию), а также песни для достижения различных образовательных целей. Музыкальная составляющая способствует лучшему усвоению языкового материала, развитию языкового слуха и произношения. В образовательной практике преподавания иностранных языков музыка и песни активно применяются как эффективное дополнение к традиционным методам обучения.
Музыка в обучении иностранному языку считается мощным средством общения, в котором используются материалы для прослушивания, и, которые анализируются и воспроизводятся одновременно. С помощью музыки и песен можно как развить иноязычную коммуникативную компетенцию. Также в контексте изучения иностранных языков музыкальные произведения и песни могут стать средством погружения в языковую среду, обогащения словарного запаса и изучения культурных особенностей страны изучаемого языка. Также музыка способствует позитивному вовлечению учащихся в процесс обучения и мотивации к обучению, так как музыка может создать дружественную и успокаивающую атмосферу в классе.
Можно выделить следующие методы использования музыки и песен на уроках иностранного языка:
- Аудирование для понимания. Активное прослушивание песен, сопровождаемое выполнением специальных упражнений, направленных на понимание содержания. Работа со словами и выражениями в контексте песен значительно упрощает усвоение новой лексики и ее запоминание.
- Изучение грамматических конструкций и неправильных глаголов на примере текстов песен, с последующим обсуждением их содержания и анализом использованных лексических и грамматических элементов.
- Караоке и пение. Организация коллективного исполнения песен, которое способствует не только запоминанию слов и выражений, но и развитию навыков произношения и интонации.
- Творческие задания. Написание собственных песен или переписывание текстов уже существующих с включением новой лексики или по определённым темам, обсуждаемым на уроках.
- Музыка для развития устной речи. Обсуждение темы, основной мысли и содержания песен на иностранном языке. Звуки для стимуляции воображения и устного высказывания.
Многообразие методов использования музыкотерапии на уроках иностранного языка позволяет педагогам разрабатывать инновационные и мотивирующие упражнения, которые развивают почти все типы речевой деятельности. Основным, конечно же, является аудирование, так как музыка имеет неразрывную связь с восприятием на слух.
Вовлечение музыки и песен в процесс обучения языку существенно улучшает как навыки и умения аудирования. Музыка и язык имеют много общего. Основные сходства заключаются в том, что у обоих есть словарный запас, синтаксис и структура; оба являются результатом обработки звука; оба передаются через рот и уши; у обоих есть высота тона, громкость, акцент, интонация и т.д. Важно упомянуть, что музыка также может передавать информацию, выражать эмоции и эффективно наводить мосты для межличностного общения, как и язык. Песни помогают создавать контекст общения, позволяют привлекать внимание учащихся к произносимым фразам, акцентируя внимание на ритме, интонации и мелодии речи, что полезно для развития аудитивного восприятия и прогресса аудирования.
Таким образом, музыка и песни в образовательной среде предоставляют уникальные возможности для преподавателей иностранного языка. Они не только содействуют более глубокому принятию и пониманию иностранного языка, но и способствуют снижению стресса, связанного с процессом обучения. Выбор правильных педагогических стратегий и подходов к использованию музыки и песен может сделать процесс изучения иностранного языка более динамичным, интересным и познавательным.
На основе всего вышесказанного можно сказать, что музыкотерапевтические технологии в обучении иностранным языкам в средней школе развивают у обучающихся умения аудирования, снижают уровень эмоциональной напряженности в классе, а также повышают мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков.
Для полноценного внедрения музыкотерапии в процесс обучения английскому языку целесообразно разработать комплекс упражнений для обучения аудированию, включающий в себя песни или песню как один из ключевых элементов, так как именно такая форма музыкотерапевтического материала предоставляет возможность взаимосвязанного развития как навыков, так и умений. Благодаря музыкальной или ритмической составляющей Такой подход позволит обогатить языковую практику учащихся, стимулировать их воображение и улучшить восприятие иностранной речи на слух.
Целью разрабатываемого комплекса упражнений является развитие умений аудирования. Можно выделить следующие задачи данного комплекса:
- Улучшить навыки восприятия на слух:
Для реализации данной задачи необходимо разработать упражнения на распознавание отдельных слов и фраз в песнях, а также создать задания, направленные на улучшение способности различать интонации и акценты.
- Расширить словарный запас через песни:
Для реализации данной задачи необходимо предусмотреть упражнения для изучения или закрепления лексики в контексте песни.
- Содействовать развитию творческих навыков:
Для реализации данной задачи необходимо проводить упражнения на создание собственных текстов песен для развития творческого потенциала учащихся, а также самостоятельного выбора песен для занятий.
- Укрепить мотивацию к изучению языка:
Для реализации данной задачи необходимо вовлечь обучающихся в интерактивные задания с использованием музыки, повышающие интерес к языку.
Обязательными требованиями к разрабатываемому комплексу упражнений можно назвать:
- Соответствие ФГОС и предметным результатам.
- Целостность: комплекс должен обеспечить целенаправленное изучение языка, связывать развитие навыков аудирования с музыкальными активностями.
- Дидактическая обоснованность: упражнения должны соответствовать учебным целям и быть научно обоснованными, способствовать достижению конкретных образовательных результатов.
- Мотивационный аспект: включение музыкального компонента должно стимулировать интерес и увеличивать мотивацию учащихся к изучению языка.
- Адаптивность и дифференциация: комплекс должен предусматривать возможность адаптации материалов под уровень знаний и возможности учащихся, учитывать разнообразие учебных стилей и предпочтений в музыке.
- Культурная направленность: используемые песни и музыкальные произведения должны отражать культуру стран изучаемого языка, обеспечивать культурное погружение и расширение культурного горизонта учащихся.
- Языковая аутентичность: музыкальные материалы должны быть аутентичными и использовать современный язык, соответствующий действительному употреблению в странах изучаемого языка.
- Практичность: упражнения должны быть практичны в использовании как для учителей, так и для учащихся, легко интегрироваться в стандартный учебный процесс.
- Измеримость результатов: должна быть возможность оценки результатов выполнения упражнений, включая самопроверку и обратную связь.
- Интерактивность: комплекс должен способствовать взаимодействию между учащимися, включать элементы работы в парах, группах, обсуждения и презентации.
- Творческий потенциал: упражнения должны включать элементы творчества, например, создание собственных песен, перевод текстов, составление диалогов на основе песенных текстов.
Комплекс упражнений для урока английского языка с использованием музыкотерапии может включать следующие упражнения и элементы арт-терапии:
- Начало и конец урока с расслабляющей музыкой.
- Упражнение «Ритм и рифма».
Цель: Развитие фонематического слуха и понимания речи на слух.
Описание: Учащиеся слушают песню и выделяют рифмующиеся слова, затем записывают их и создают собственные рифмованные пары слов.
- Упражнение «Заполни пропуски»
Цель: Повышение внимания к деталям устной речи.
Описание: Учащиеся получают текст песни с пропусками, слушают запись и заполняют недостающие слова по мере аудирования.
- Упражнение «Песенный диктант»
Цель: Развитие способности к выборочному восприятию информации.
Описание: Педагог проигрывает отдельные строчки песни, и учащиеся пишут их под диктовку, обращая внимание на особенности произношения и интонации.
- Упражнение «Лингвистический слух»
Цель: Улучшение понимания иностранных акцентов и диалектов.
Описание: Учащиеся слушают песни в исполнении разных артистов из разных стран и обсуждают слышимые различия в произношении.
- Упражнение «Схематическое аудирование»
Цель: Обобщение информации, представленной в аудиоформате.
Описание: Учащиеся создают кластер песни, записывая ключевые идеи и сообщения, передаваемые в стихах, а также свои ассоциации.
- Упражнение «Послушай и перескажи»
Цель: Развитие памяти и способности к рефлексии.
Описание: После прослушивания песни обучающиеся пересказывают её содержание своими словами.
- Упражнение «Песенное портфолио»
Цель: Самостоятельный выбор песен для изучения исходя из личных предпочтений.
Описание: Учащиеся создают свой сборник песен с переводами и в комментариях отмечают, что нового они узнали о языке и культуре.
- Упражнение «Караоке».
Цель: Улучшение произношения и интонации.
Описание: После нескольких прослушиваний песни класс поет вместе с записью, стараясь максимально точно повторить произношение и интонацию исполнителя.
Необходимо строить комплекс упражнений в соответствии с индуктивным методом обучения, так как обучающиеся будут иметь возможность сначала подробно рассмотреть лексические, фонетические и грамматические особенности аудиотекста, а потом применить умения аудирования. В конец занятия или в качестве домашнего задания стоит расположить творческое задание, которое поможет обучающимся на основе изученного создать проявить творческие способности. Значит, порядок выполнения упражнений можно определить следующий:
- Организационный момент с расслабляющей и настраивающей на работу музыкой.
- Упражнения на лексико-грамматические навыки аудирования: «Песенный диктант» или «Заполни пропуски».
- Упражнения на фонетико-интонационные навыки аудирования: «Ритм и рифма», «Лингвистический слух» или «Караоке».
- Упражнения на понимание общего смысла аудиотекста: «Схематичное аудирование» или «Послушай и перескажи».
- Обсуждение текстового и субъективного (эмоционального) содержания песни.
- Упражнение «Песенное портфолио», также можно попросить обучающихся сочинить куплет для песни или переписать уже существующий.
- Рефлексия под расслабляющую музыку.
Разработанный комплекс упражнений должен как эффективно развивать навыки и умения аудирования, так и повышать интерес к изучению английского языка. Комплекс также может обеспечить систематическое усовершенствование способностей восприятия иностранных речевых образцов, расширение и закрепление словарного запаса, а также улучшение понимания и осмысления интонационных особенностей языка.
Кроме того, комплекс может способствовать не только лингвистическому, но и культурному развитию учащихся, помогая им погрузиться в культурную среду изучаемого языка через музыку и песни. Такие задания стимулируют творческие способности и мотивируют учащихся на глубокое изучение языка, предлагая в то же время креативный и индивидуализированный подход.
С помощью комплекса упражнений обучающиеся смогут укреплять коммуникативные навыки, развить способность к сотрудничеству и работе в команде, а также улучшить межличностное взаимодействие. Применение музыкотерапии может обеспечить широкие возможности для интеграции обучения в увлекательный процесс, повышая общий уровень интереса к изучению английского языка и делая процесс обучения более динамичным и захватывающим.
Автор(ы): Сивицкая Александра Дмитриевна
Приложения: