Разработка комплекса английск упражнений по совершенствованию
навыков аудирования с помощью музыкотерапевтических
технологий обученияому языку

Сивицкая Александра Дмитриевна

Аудирование – это процесс восприятия речи на слух и понимания смысла устного сообщения. Аудирование хоть и является рецептивным видом речевой деятельности, однако считается и неотъемлемой частью устного общения наряду с говорением. Основой для обучения аудированию служит аудиотекст, который имеет уникальную структуру и организацию, отличную от письменного текста благодаря своей интонации и одноразовости восприятия.

Музыкотерапия как педагогическая технология представляет собой инновационный подход в образовательной практике, который использует музыку и ее элементы (звук, ритм и мелодию), а также песни для достижения различных образовательных целей. Музыкальная составляющая способствует лучшему усвоению языкового материала, развитию языкового слуха и произношения. В образовательной практике преподавания иностранных языков музыка и песни активно применяются как эффективное дополнение к традиционным методам обучения.

Музыка в обучении иностранному языку считается мощным средством общения, в котором используются материалы для прослушивания, и, которые анализируются и воспроизводятся одновременно. С помощью музыки и песен можно как развить иноязычную коммуникативную компетенцию. Также в контексте изучения иностранных языков музыкальные произведения и песни могут стать средством погружения в языковую среду, обогащения словарного запаса и изучения культурных особенностей страны изучаемого языка. Также музыка способствует позитивному вовлечению учащихся в процесс обучения и мотивации к обучению, так как музыка может создать дружественную и успокаивающую атмосферу в классе.

Можно выделить следующие методы использования музыки и песен на уроках иностранного языка:

  • Аудирование для понимания. Активное прослушивание песен, сопровождаемое выполнением специальных упражнений, направленных на понимание содержания. Работа со словами и выражениями в контексте песен значительно упрощает усвоение новой лексики и ее запоминание.
  • Изучение грамматических конструкций и неправильных глаголов на примере текстов песен, с последующим обсуждением их содержания и анализом использованных лексических и грамматических элементов.
  • Караоке и пение. Организация коллективного исполнения песен, которое способствует не только запоминанию слов и выражений, но и развитию навыков произношения и интонации.
  • Творческие задания. Написание собственных песен или переписывание текстов уже существующих с включением новой лексики или по определённым темам, обсуждаемым на уроках.
  • Музыка для развития устной речи. Обсуждение темы, основной мысли и содержания песен на иностранном языке. Звуки для стимуляции воображения и устного высказывания.

Многообразие методов использования музыкотерапии на уроках иностранного языка позволяет педагогам разрабатывать инновационные и мотивирующие упражнения, которые развивают почти все типы речевой деятельности. Основным, конечно же, является аудирование, так как музыка имеет неразрывную связь с восприятием на слух.

Вовлечение музыки и песен в процесс обучения языку существенно улучшает как навыки и умения аудирования. Музыка и язык имеют много общего. Основные сходства заключаются в том, что у обоих есть словарный запас, синтаксис и структура; оба являются результатом обработки звука; оба передаются через рот и уши; у обоих есть высота тона, громкость, акцент, интонация и т.д. Важно упомянуть, что музыка также может передавать информацию, выражать эмоции и эффективно наводить мосты для межличностного общения, как и язык. Песни помогают создавать контекст общения, позволяют привлекать внимание учащихся к произносимым фразам, акцентируя внимание на ритме, интонации и мелодии речи, что полезно для развития аудитивного восприятия и прогресса аудирования.

Таким образом, музыка и песни в образовательной среде предоставляют уникальные возможности для преподавателей иностранного языка. Они не только содействуют более глубокому принятию и пониманию иностранного языка, но и способствуют снижению стресса, связанного с процессом обучения. Выбор правильных педагогических стратегий и подходов к использованию музыки и песен может сделать процесс изучения иностранного языка более динамичным, интересным и познавательным.

На основе всего вышесказанного можно сказать, что музыкотерапевтические технологии в обучении иностранным языкам в средней школе развивают у обучающихся умения аудирования, снижают уровень эмоциональной напряженности в классе, а также повышают мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков.

Для полноценного внедрения музыкотерапии в процесс обучения английскому языку целесообразно разработать комплекс упражнений для обучения аудированию, включающий в себя песни или песню как один из ключевых элементов, так как именно такая форма музыкотерапевтического материала предоставляет возможность взаимосвязанного развития как навыков, так и умений. Благодаря музыкальной или ритмической составляющей Такой подход позволит обогатить языковую практику учащихся, стимулировать их воображение и улучшить восприятие иностранной речи на слух.

Целью разрабатываемого комплекса упражнений является развитие умений аудирования. Можно выделить следующие задачи данного комплекса:

  • Улучшить навыки восприятия на слух:

Для реализации данной задачи необходимо разработать упражнения на распознавание отдельных слов и фраз в песнях, а также создать задания, направленные на улучшение способности различать интонации и акценты.

  • Расширить словарный запас через песни:

Для реализации данной задачи необходимо предусмотреть упражнения для изучения или закрепления лексики в контексте песни.

  • Содействовать развитию творческих навыков:

Для реализации данной задачи необходимо проводить упражнения на создание собственных текстов песен для развития творческого потенциала учащихся, а также самостоятельного выбора песен для занятий.

  • Укрепить мотивацию к изучению языка:

Для реализации данной задачи необходимо вовлечь обучающихся в интерактивные задания с использованием музыки, повышающие интерес к языку.

Обязательными требованиями к разрабатываемому комплексу упражнений можно назвать:

  • Соответствие ФГОС и предметным результатам.
  • Целостность: комплекс должен обеспечить целенаправленное изучение языка, связывать развитие навыков аудирования с музыкальными активностями.
  • Дидактическая обоснованность: упражнения должны соответствовать учебным целям и быть научно обоснованными, способствовать достижению конкретных образовательных результатов.
  • Мотивационный аспект: включение музыкального компонента должно стимулировать интерес и увеличивать мотивацию учащихся к изучению языка.
  • Адаптивность и дифференциация: комплекс должен предусматривать возможность адаптации материалов под уровень знаний и возможности учащихся, учитывать разнообразие учебных стилей и предпочтений в музыке.
  • Культурная направленность: используемые песни и музыкальные произведения должны отражать культуру стран изучаемого языка, обеспечивать культурное погружение и расширение культурного горизонта учащихся.
  • Языковая аутентичность: музыкальные материалы должны быть аутентичными и использовать современный язык, соответствующий действительному употреблению в странах изучаемого языка.
  • Практичность: упражнения должны быть практичны в использовании как для учителей, так и для учащихся, легко интегрироваться в стандартный учебный процесс.
  • Измеримость результатов: должна быть возможность оценки результатов выполнения упражнений, включая самопроверку и обратную связь.
  • Интерактивность: комплекс должен способствовать взаимодействию между учащимися, включать элементы работы в парах, группах, обсуждения и презентации.
  • Творческий потенциал: упражнения должны включать элементы творчества, например, создание собственных песен, перевод текстов, составление диалогов на основе песенных текстов.

Комплекс упражнений для урока английского языка с использованием музыкотерапии может включать следующие упражнения и элементы арт-терапии:

  • Начало и конец урока с расслабляющей музыкой.
  • Упражнение «Ритм и рифма».

Цель: Развитие фонематического слуха и понимания речи на слух.

Описание: Учащиеся слушают песню и выделяют рифмующиеся слова, затем записывают их и создают собственные рифмованные пары слов.

  • Упражнение «Заполни пропуски»

Цель: Повышение внимания к деталям устной речи.

Описание: Учащиеся получают текст песни с пропусками, слушают запись и заполняют недостающие слова по мере аудирования.

  • Упражнение «Песенный диктант»

Цель: Развитие способности к выборочному восприятию информации.

Описание: Педагог проигрывает отдельные строчки песни, и учащиеся пишут их под диктовку, обращая внимание на особенности произношения и интонации.

  • Упражнение «Лингвистический слух»

Цель: Улучшение понимания иностранных акцентов и диалектов.

Описание: Учащиеся слушают песни в исполнении разных артистов из разных стран и обсуждают слышимые различия в произношении.

  • Упражнение «Схематическое аудирование»

Цель: Обобщение информации, представленной в аудиоформате.

Описание: Учащиеся создают кластер песни, записывая ключевые идеи и сообщения, передаваемые в стихах, а также свои ассоциации.

  • Упражнение «Послушай и перескажи»

Цель: Развитие памяти и способности к рефлексии.

Описание: После прослушивания песни обучающиеся пересказывают её содержание своими словами.

  • Упражнение «Песенное портфолио»

Цель: Самостоятельный выбор песен для изучения исходя из личных предпочтений.

Описание: Учащиеся создают свой сборник песен с переводами и в комментариях отмечают, что нового они узнали о языке и культуре.

  • Упражнение «Караоке». 

Цель: Улучшение произношения и интонации.

Описание: После нескольких прослушиваний песни класс поет вместе с записью, стараясь максимально точно повторить произношение и интонацию исполнителя.

Необходимо строить комплекс упражнений в соответствии с индуктивным методом обучения, так как обучающиеся будут иметь возможность сначала подробно рассмотреть лексические, фонетические и грамматические особенности аудиотекста, а потом применить умения аудирования. В конец занятия или в качестве домашнего задания стоит расположить творческое задание, которое поможет обучающимся на основе изученного создать проявить творческие способности. Значит, порядок выполнения упражнений можно определить следующий:

  1. Организационный момент с расслабляющей и настраивающей на работу музыкой.
  2. Упражнения на лексико-грамматические навыки аудирования: «Песенный диктант» или «Заполни пропуски».
  3. Упражнения на фонетико-интонационные навыки аудирования: «Ритм и рифма», «Лингвистический слух» или «Караоке».
  4. Упражнения на понимание общего смысла аудиотекста: «Схематичное аудирование» или «Послушай и перескажи».
  5. Обсуждение текстового и субъективного (эмоционального) содержания песни.
  6. Упражнение «Песенное портфолио», также можно попросить обучающихся сочинить куплет для песни или переписать уже существующий.
  7. Рефлексия под расслабляющую музыку.

Разработанный комплекс упражнений должен как эффективно развивать навыки и умения аудирования, так и повышать интерес к изучению английского языка. Комплекс также может обеспечить систематическое усовершенствование способностей восприятия иностранных речевых образцов, расширение и закрепление словарного запаса, а также улучшение понимания и осмысления интонационных особенностей языка.

Кроме того, комплекс может способствовать не только лингвистическому, но и культурному развитию учащихся, помогая им погрузиться в культурную среду изучаемого языка через музыку и песни. Такие задания стимулируют творческие способности и мотивируют учащихся на глубокое изучение языка, предлагая в то же время креативный и индивидуализированный подход.

С помощью комплекса упражнений обучающиеся смогут укреплять коммуникативные навыки, развить способность к сотрудничеству и работе в команде, а также улучшить межличностное взаимодействие. Применение музыкотерапии может обеспечить широкие возможности для интеграции обучения в увлекательный процесс, повышая общий уровень интереса к изучению английского языка и делая процесс обучения более динамичным и захватывающим.


Автор(ы): Сивицкая Александра Дмитриевна
Приложения: