Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
Где чистая вода, там и жизнь
Мухамадиева Надежда Александровна
Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности с взрослым.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов;
· Учить детей делать простейшие умозаключения;
· Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат;
· Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов;
· Активизировать словарный запас детей новыми словами: фильтровать, тонкая, просвечивает, плотная, мягкая, марлевый, тканевый, ватный.
Развивающие:
· Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;
· Развивать детскую инициативу, активность по изучению свойства предметов, явлений;
· Развивать мышление, память, внимание;
· Продолжать развивать наблюдательность и любознательность.
Воспитательные:
· Формировать партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности;
· Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников;
· Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
· Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание оказывать помощь.
Предварительная работа: цветы методом оригами из цветной бумаги; макеты реки, фильтра; схемы всех способов очистки воды, опыты с водой; презентация; занятия с песочными столами; рассматривание иллюстраций; конкурсы с родителями.
Материалы и оборудования: прозрачные стаканы, марлевая ткань, ватные диски, плотная ткань, корзинки для мусора, передники для экспериментирования, объемные модули, песок, воронки, макеты реки, фильтра, схемы всех способов очистки воды, грязная вода, контейнер, песочные столы, влажные салфетки, презентация, плакат с изображением Феи, символы соблюдения техники безопасности «Как себя вести в лаборатории».
Ход занятия:
(Слайд 1)Дети заходят в групповую комнату, здороваются с гостями.
«Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
«Здравствуй, Родина моя!»»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картину, вы ее узнаете, если отгадаете мою загадку:
«Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет ...?»
(Ответ - Фея)
Воспитатель: Верно, ребята, сегодня утром на мой телефон на Ватсапп поступило голосовое сообщение от Феи, и еще она пообещала оставаться с нами на связи, послушайте.
(Слайд 2) Фея Природы (голос): (На экране появляется Фея Природы).
«Здравствуйте дети. Я Фея Природы. В моём государстве случилась беда. На берегу реки построили завод. Из труб в реку потекли грязные потоки воды. Я вам передала воду из своей реки, помогите, пожалуйста, очистить ее».
Воспитатель: Давайте подумаем, как помочь Фее? (предполагаемые ответы детей: я думаю надо очистить воду). Это правильное решение. Предлагаю пройти в мини-лабораторию, надеть фартуки и нарукавники и занять свои места.
Воспитатель: Скажите, какие правила нужно соблюдать в лаборатории во время проведения опытов, отвечаем на вопросы полным предложением (предполагаемые ответы детей: во время проведения опытов не мешать друг другу, не вертеться; быть очень внимательным и аккуратным; никогда не нюхать незнакомое вещество, не пробовать его на вкус). Правильно.
Воспитатель: Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют. Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (ответы детей: фильтровать воду). В качестве фильтров, что вы сегодня можете использовать? (ответы детей: марлю, ткань с песком и ватные диски). У вас они лежат на столах. Попробуем очищать воду разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. На столах у вас стаканы с грязной водой, песок, воронки, контейнер, цветы из бумаги, схемы - подсказки фильтрования воды, корзинки для мусора, пустые стаканы, куда будете наливать воду через фильтр. У всех есть все необходимое для фильтрования воды.
Воспитатель: Мы сейчас будем использовать марлю как фильтр, но сначала, давайте на нее посмотрим, берите ее в руки и посмотрите через марлю, какая она? Что ты можешь сказать: (предполагаемые ответы детей: конечно, она тонкая; я думаю, что просвечивает, можно через нее посмотреть). Совершенно верно.
Воспитатель: Следующим фильтром будет у нас плотная ткань с песком, давайте посмотрим на ткань, берите ее в руки и посмотрите через ткань, какая она? Что ты можешь сказать? (ответы детей: она плотная, через ткань ничего не видно). Верно.
Воспитатель: И последним фильтром у нас будут ватные диски. Давайте посмотрим на них, какие они? Что ты можешь сказать? (ответы детей: они мягкие; они плотные; ватные диски из нескольких слоёв). Совершенно верно.
Воспитатель: Ребята, предлагаю использовать схемы – подсказки фильтрования воды. Все приготовили схемы? А сейчас я предлагаю вставить в стаканы воронки, в воронки фильтры. В воронку вставим фильтр – марлю, сделаем пальцами углубление, чтобы грязная вода не проливалась, фильтр – плотную ткань, сделаем углубление и насыпаем 3 полные ложки песка и фильтр – ватные диски. У всех получилось вставить фильтры? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, у нас с вами сейчас ответственное задание, начнем фильтровать воду, которую передала нам Фея. Перемешаем ложкой загрязненную воду, переливаем ее тонкой струйкой, ровными порциями в стаканы, одной рукой придерживаем фильтры. У всех получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, давайте мы сейчас с вами посмотрим и сравним, какой фильтр лучше очистил воду? (ответы детей: ватный фильтр лучше очистил воду). Почему? (ответы детей: ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки). А что произошло с фильтром? Давайте снимем фильтр и посмотрим (предполагаемые ответы детей: на фильтре остались соринки). Верно.
Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод? (ответы детей: ватный фильтр очистил воду лучше, чем фильтр – марля и фильтр – ткань с песком, так как ватный фильтр состоит из несколько слоёв, не пропускает самые мелкие соринки).
Воспитатель: Дети, почему фильтр – марля не совсем очистила воду? (предполагаемые ответы детей: я думаю, марля очень тонкая, просвечивает; пропускает мелкий мусор и грязь). Совершенно верно, а что произошло с фильтром? Давайте снимем фильтр и посмотрим (предполагаемые ответы детей: фильтр стал грязным, на нем остались большие кусочки грязи). Верно. Положите грязный фильтр в корзинку для мусора.
Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод? (предполагаемые ответы детей: марлевый фильтр не подходит для очистки воды, потому что он пропускает мелкий мусор и грязь). Верно.
Воспитатель: Дети, а что можно сказать про фильтр – ткань с песком? (предполагаемые ответы детей: вода прошла через слой песка и частицы грязи застряли между песчинками, и в стакане набралась чистая вода). Поднимите стаканы и посмотрите, что мы видим на дне стакана? (предполагаемые ответы детей: на дне стакана появились частицы песка, но от него легко избавиться, просто перелив воду в другую емкость). Правильно.
Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод? (предполагаемые ответы детей: вода не совсем очистилась, значит, фильтр пропускает мелкие песчинки). Совершенно верно.
Воспитатель: Дети, а сейчас подойдем к нашему волшебному пруду и переливаем очищенную воду, опускаем цветы, которые мы изготовили заранее, на поверхность воды, в грязной воде они не смогли раскрыться и посмотрим, что с ними происходит? (Слайд 3 - музыка) Как вы думаете, что происходит с лепестками цветов? (ответы детей: лепестки цветов медленно раскрываются в воде). Пока они раскрываются, мы с вами покажем, как растут цветы. (На лугу растут цветы, небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, только это не беда. Наклоняются цветочки, опускают лепесточки, а потом опять встают и по прежнему цветут). Дети, почему лепестки цветка в воде раскрылись? (предполагаемые ответы детей: лепестки цветка в воде раскрылись потому, что бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее). Правильно.
(Слайд 4) Фея: Как хорошо вы очистили воду. А подойдет этот способ для очистки воды в моей реке?
Дети: Я думаю, что воды в реке много, нужен большой фильтр.
(Слайд 5) Фея: Дети, а можете вы построить современный завод с большим фильтром, чтобы, вытекающая по трубам вода не загрязняла мою реку?
Дети: Конечно, можем.
Воспитатель: Для строительства современного завода мы используем модули, макеты реки и фильтра, с очистительным сооружением. А теперь предлагаю приступить к строительству (дети выкладывают модули). (Слайд 6 - музыка). Дети, посмотрите, какая вода в реке? (предполагаемые ответы детей: вода в реке грязная). А что нужно делать? (предполагаемые ответы детей: установить фильтры в начале от завода и к выходу в реку (дети устанавливают фильтр)). Посмотрите, ребята, какая стала вода в реке, она очистилась? (предполагаемые ответы детей: вода очистилась в реке).
(Слайд 7) Фея: Молодцы, дети, вы хорошо справились заданием, очистили воду в реке, кто может теперь поселиться в реке? (предполагаемые ответы детей: в воде могут поселиться рыбки, водоросли, красивые цветы, все обитатели реки).
Воспитатель: Дети, подойдите к песочным столам. Я предлагаю вам на песочных столах придумать, какие сказочные животные, какие растения могут появиться в реке у Феи. Пожалуйста, приступайте. (Слайд 8 - музыка) Предлагаю небольшую подсказку: создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки; сложить пальцы, изобразив при этом загадочные следы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я предлагаю рассказать, каких интересных героев вы придумали. Что получилось у тебя (предполагаемые ответы детей).
(Слайд 9) Фея: Ребята, спасибо вам большое за помощь. А теперь мне пора, до свидания (ответы детей: до свидания, Фея)
Заключительная часть
Воспитатель: (Вопросы индивидуальные).
· Что тебе понравилось на занятии? (предполагаемый ответ ребенка)
· В чём ты испытывала трудности? (предполагаемый ответ ребенка)
· Что сегодня ты узнал нового? (предполагаемый ответ ребенка)
· Что тебе сегодня понравилось больше всего? (предполагаемый ответ ребенка)
· Какой фильтр лучше очистил? (предполагаемый ответ ребенка)
· Почему бумажные цветы в воде раскрылись? (предполагаемый ответ ребенка).
Воспитатель: Вы большие молодцы. Мы сегодня с вами полезные провели работы, но нам пора вернуться в группу, попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями).
Литература:
1. Бондаренко Т. М. »Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет», 2007 г.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», 2020 г.
3. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала», ФГОС 2018 г.
4. Мартынова Е. А. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет», 2012 г.
5. Чистякова А. Е., Тугушева Г. П. «Экспериментирование», 2016 г.
Автор(ы): Мухамадиева Надежда Александровна
Приложения: