Конспект урока

Конкуренция

Склемина Екатрина Ивановна,
учитель истории и обществознания ГБОУ №142
Выборгского района города Санкт-Петербург

В старших классах школы на уроках обществознания ученикам открывается тема конкуренции, которая содержится в экономическом разделе курса.  Конкуренция является неотъемлемой составляющей рыночных отношений, о которой ученики узнают еще на самым первых занятых по экономике.  

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что экономика как наука считается одной из сложнейшей для школьников по причине точной математической составляющей, она занимает объемный раздел в курсе обществознания и составляет часть заданий единого государственного экзамена. Умения, выработанные на уроке по теме «Конкуренция» помогут школьникам самостоятельно существовать в мире обильного количества товаров и услуг, а также грамотно проектировать собственные замыслы по производству.

Для наглядного изучения темы «Конкуренция» на уроке обществознания можно использовать интернет-пространство. Методическая разработка будет включать в себя упражнения и работу с наглядностью.

«Конкуренция». Конспект урока:

1.      Название урока: «Конкуренция».

2.      Тема урока: «Конкуренция и ее виды».

3.      10 класс, базовый уровень.

4.      Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала; деятельный тип урока).

5.      Цель урока: познакомиться с понятием конкуренции и ее основными видами.

6.      Планируемые результаты:

 ЛичныеМетапредметныеПредметные
1.Воспитывать экономически грамотного и активного современного человека.Формировать умение самостоятельно формировать причинно-следственные связи.Формировать понятие конкуренции.
2.Развивать экономическое мышление.Формировать умение выделять важное.Приобретение теоретических знаний для решения типичных задач в области экономики.
3Формировать умения ориентироваться в информации. Формировать умение делать выводы об особенностях каждого вида конкуренции.

 

7.      Основные понятия урока: конкуренция, совершенная конкуренция, монополия, монопсония, олигополия.

8.      Основные средства обучения:

● Учебник обществознания для 10 классов под редакцией В. А. Тишковой, 2020 г.;

● Презентация;

● Мультимедийные материалы;

● Раздаточный материал

9. Ход урока:

№ п/п

Модуль

Прием/Метод

Что делает учитель:

Что делают ученики:

1.

Организационный

Момент. (2-3 минуты).

-

Приветствует класс,

Отмечает присутствующих.

 

Готовятся к уроку.

1.          

Введение в новую тему/проверка знаний. (3-4 минуты)

Работа с раздаточным материалом.

«Сейчас я попрошу выйти к доске 6 человек».

Учитель раздет каждому из 6 учеников по одной иллюстрации (приложение). На иллюстрациях находятся персонажи из мультфильмов и фильмов, которые по сюжеты конкурируют друг с другом в бизнесе.

«Ваша задача – найти себе пару»

 

 

 

 

 

 

 

«Посмотрите кто изображён на иллюстрациях, объясните, что общего между этими парами и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока»

6 желающих выходят к доске.

 

 

 

 

 

 

Ученики становятся по парам в зависимости от того, какие у них иллюстрации.

 

Ученики приходят к тому, что между персонажами экономическая конкуренция и тема урока «конкуренция»

 

 

 

 

 

2.          

Мотивационный модуль.

(3 минуты)

Работа с видеоконтентом/актуализация.

Видеоматериал: сериал «Отчаянные домохозяйки» сезон 5 серия 15, эпизод, в котором Линнет Скаво предлагает мужу Тому закрыть их пиццерию, потому что они терпят убытки. *можно выбрать другой видеоматериал*

Вопрос классу: Как вы думаете, какие причины могли привести семью Скаво к закрытию их пиццерии?

 

Актуализация: «Если понимать законы экономики и изучать правила конкуренции, то ваши дела прогорят с меньшей вероятностью.

Записываем тему урока: «Конкуренция и ее виды»»

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, перечисляя негативные функции конкуренции.

 

 

 

Записывают в тетрадь

3.          

Изучение нового материала.

(20 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Работа с наглядностью – заполнение таблицы

«Конкуренция — это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг. В разных отраслях количество продавцов товара может варьироваться от единицы до очень большого значения. Очевидно, чем больше продавцов на рынке, тем острее конкуренция между ними.»

«Вы уже перечислили некоторые негативные черты экономической конкуренции, попробуйте выделить положительные»

«мы разобрали определение конкуренции, осталось лишь разобрать ее виды, чтобы все было понятно предлагаю нам заполнить таблицу (приложение 1)»

Учитель чертит на доске таблицу и заполняет ее в ходе урока.

 

 

 

 

 

Конкуренция делится на совершенную и несовершенную.

Ситуация на рынке, когда множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенной конкуренцией.

 

Ситуация на рынке, при которой большое количество мелких фирм производят сходную продукцию и отчасти имеют возможность контролировать цены на неё, называется монополистической конкуренцией.

 

Положение на рынке, когда на нём господствует несколько крупных фирм, называется олигополией.

 

Самой большой властью на рынке обладает монополист. Монополия — это положение, когда на рынке присутствует единственный продавец уникального продукта.

 

Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. 

Записывают определение конкуренции в тетрадь».

 

 

 

 

 

 

Выделяют положительные черты конкуренции.

 

 

 

 

 

 

Ученики чертят таблицу в тетради и заполняют ее в ходе урока с учителем.

5.

Закрепление. (3 минут).

Работа с наглядностью.

«Давайте посмотрим примеры на слайдах и назовем вид конкуренции, который показан»

 

Слайд 1: Фильм «Черная Пантера: Ваканда навеки.» Ваканда продает вибраниум.

Слайд 2: Мультфильм «Облачно: возможны осадки в виде фрикаделек», эпизод, в котором показывается, что на острове продают только рыбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополия

 

 

 

Совершенная конкуренция

 

 

6.

Рефлексия

(2 минуты)

Ответ на контрольный вопрос

Письменно ответе на вопрос двумя-тремя предложениями: Конкуренция – это хорошо, или плохо?

Отвечают на вопрос.

7.

Домашнее задание (2 минуты)

-

Придумать пример к оставшимся типам конкуренции.
Дополнительное домашнее задание: написать эссе по цитате Фридриха Хаека: «Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов».

 

Записывают дз в тетрадь

 

Подводя итоги всего исследования, можно сказать, что тема конкуренции является актуальной и важной. Она в полной мере содержится в учебниках. Для преподавания данной темы можно использовать обширное количество приемов и тактик, которые позволят преподавать ее доступно и интересно.

Приложение 1

Линии

сравнения

Совершенная

(чистая)

конкуренция

Несовершенная конкуренция 

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия 

Число фирм

Очень много

Много мелких

Несколько (примерно 3−5) 

Одна

Тип товаров

Одинаковые изделия

Разные изделия сходного назначения (товары-субституты)

Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты)

Уникальный товар, не имеющий заменителей

Контроль над ценой

Практически отсутствует             

Некоторый, но в узких рамках, ограничен 

Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий

Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену (но всё же ориентируясь на спрос)

Условия вхождения в отрасль

Очень лёгкие, нет препятствий

Достаточно лёгкие

Существенные препятствия

Нет вхождения

Пример отраслей

Сельское хозяйство, бытовые услуги 

Розничная торговля, рестораны и кафе

Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи

Электроэнергетика, метрополитен


Автор(ы): Склемина Екатерина Ивановна
Приложения: