Технологическая карта открытого занятия

Разучивание ритмической партитуры к песне

Лаврентьева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Дворец детского творчества
Московского района Санкт-Петербурга,
вокально-хоровая секция

Пояснительная записка

ФИО педагогаЛаврентьева Елена Александровна
Должность

педагог дополнительного образования

Квалификационная категорияПервая
Реализуемая дополнительная общеразвивающая программаВолшебной музыки страна
Возраст учащихся9 лет
Год обучения3
Количество обучающихся15
Вид занятияУчебное занятие
Тип занятияТренировочное учебное занятие по отработке умений и навыков
Форма организации занятиягрупповая
Продолжительность занятия45 минут

Дата проведения

 

24.04.2025г.
Место проведенияГБОУ СОШ №355 Московского района СПб, Благодатная улица ,д.32, кабинет №7

Цель занятия: Творческое развитие детей через разнообразные формы музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

·       Развивать вокально-хоровые навыки: пение по руке, одновременное вступление и окончание;

·       Продолжить работу над певческим дыханием;

·       Развивать артикуляционные и дикционные навыки;

·       Формировать навык чистого интонирования в пении;

·       Расширять певческий диапазон голоса;

·       Научить правильному формированию гласных звуков;

·       Формировать навыки звуковедения (legato, staccato);

·       Закрепить навык пения в унисон;

·       Вырабатывать умение понимать образное содержание произведения;

·       Продолжить работу над выразительным исполнением произведений;

·       Расширять и закреплять знания о музыкальной терминологии: ритм, метр, длительности, ритмическая партитура;

·       Познакомить детей с творчеством современных российских композиторов: Борисом Савельевым и Рафаилом Хозаком

Развивающие:

·       Развивать музыкальную память, слух, чувство ритма;

·       Развивать артикуляционный аппарат;

·       Развивать творческие способности;

·       Развивать эмоциональную активность в процессе коллективного пения;

·       Развивать интерес обучающихся к хоровому пению;

·       Развитие эмоционально-образного мышления;

·       Развивать навык анализа и самоанализа исполнительской деятельности

Воспитательные:

·       Воспитывать такие качества личности как: внимательность, трудолюбие, ответственность, доброта, честность;

·       Воспитать бережное отношение к своему голосу;

·       Воспитать интерес к процессу коллективного творчества.

·       Воспитывать любовь к музыке

·       Воспитывать творческую активность

Дидактическое обеспечение:

-      стихотворение Михаила Пляцковского «Дружба крепкая»,

-      тексты песен,

-      фонограмма песни «От героев былых времен»

 

Музыкальный материал:

-        Б. Савельев, ст. М. Пляцковского «Дружба крепкая»

-        Р. Хозак, ст. Е. Аграновича «Вечный огонь» («От героев былых времен»)

-        Русская народная песня «Вот уж зимушка проходит».

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, ноутбук, аккордеон, ноты произведений, шумовые инструменты (ложки, бубен).

Методы обучения:

·  словесный (рассказ, беседа, обсуждение);

·     наглядный (зрительный и слуховой, прослушивание, показ педагогом);

·     практический (обучение конкретным действиям, выполнение упражнений, ритмических заданий, исполнение песен);

·     объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Планируемые результаты:

Предметные:

-      понимание дирижерского жеста;

-      владение навыками певческого дыхания,

-      умение исполнять песни в унисон, чисто интонировать,

-      чёткое произношение слов;

-      умение анализировать музыкальное произведение

-      знание музыкальной терминологии

Личностные:

-      развитие чувства собственного достоинства, самоуважения,

-      развитие усидчивости, творческой активности

Метапредметные:

-      развитие способности к анализу собственной исполнительской деятельности,

-      развитие образного  мышления,

-      памяти, воображения, внимания,

-      развитие волевых качеств.

 Структура и ход занятия

 

Название этапа,

Цель и задачи

ВремяСодержание  этапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы контроля
1.

Организационный этап 
Мотивация к учебной деятельности.

Эмоционально –психологический настрой детей. Создание атмосферы доброжелательности, творческого комфорта.

Обеспечить рабочую обстановку на занятии

1 мин

Организационный момент (определение отсутствующих

 

 

 

Приветствие

 

Сообщает тему и цель занятия

 

 

Учащиеся отвечают на приветствие, показывают готовность к занятию

 

 

 

 

 

наблюдение

2.

Подготовительный этап.

Подготовка к учебной и познавательной деятельности.

 

4 мин

Вводная беседа, сопровождающаяся чтением стихотворений, прослушиванием разучиваемых песен

 

Задает вопросы о певческой установке.

 

 

 

Читает стихотворение  «Дружба крепкая».

 

 

 

Показ песни «Дружба крепкая»,

Задает вопросы о содержании песни и характере музыки.

Отвечают на вопросы о правильной певческой установке, демонстрируют её выполнение

 

Делятся эмоциональными впечатлениями о стихотворении, обсуждают содержание,

 

Делятся эмоциональными впечатлениями о прослушанной песне.

Отвечают на вопросы

опрос

3.

Основной этап.

Учебно-познавательная деятельность.

Усвоение новых знаний и закрепление  умений и навыков;

обозначение исполнительских задач и выбор  средств их реализации.

 

25 мин

1.Работа над учебно-тренировочным материалом и репертуаром:

-    дыхательная и артикуляционная гимнастика;

-    распевание (настройка голоса на высокую позицию, округления звука, пение с закрытым ртом, освоение певческого звукообразования с помощью гласных и согласных слогов);

-    пропевание мажорного звукоряда на legato, staccato

-    исполнение разученных песен

 

 

2.Разучивание песни «От героев былых времен»

 

 

 

3.Разучивание ритмической партитуры к песне «Вот уж зимушка проходит

Контролирует правильность выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики,  Контролирует правильное исполнение вокально-хоровых упражнений.

 

Рассказывает о навыках звуковедения legato, staccato

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ песни «От героев былых времен»

Задает вопросы о содержании песни и характере музыки.

 

Объясняет понятие музыкальных терминов: ритм, метр, длительности (четверти, восьмые)

Показ ритмического рисунка хлопками.

Показ приёма игры на ложках.

 

Выполняют комплекс упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают педагога, отвечают на вопросы о переводе терминов legato, staccato

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают слова песни, пропевают по куплетам, исправляют недостатки. Исполняют всю песню целиком.

 

Слушают педагога, отвечают на вопросы о муз. терминах, определяют на слух длительности.

Повторяют ритмический рисунок по партиям

Исполнение первого куплета песни «Вот уж зимушка проходит» с ритмическим аккомпанементом по партиям, затем по партитуре.

Наблюдение

прослушивание

опрос

4.

Проверочный этап.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

Выработка алгоритма решения технологических задач. Самостоятельная работа.

 

10 мин

Выявление причины несоответствия полученного результата с желаемым, определение способов решения возникающих затруднений Выполнение участниками хора упражнений и заданий, необходимых для преодоления исполнительских затруднений.

Создание предпосылок для творческой активности детей.

 

 

 

.

Обозначает наиболее трудные эпизоды в процессе исполнения, объясняет природу их возникновения,  продуманность динамических оттенков и фразировки, оптимальные способы артикуляции, и звукообразования).

Исполняет первый куплет в характере произведения.

Предлагает  словесно описать характер героев песни

 

Контролирует точное выполнение заданий и упражнений, направленных на преодоление исполнительских трудностей.

Уделяет особое внимание активации артикуляционного аппарата, чувственно-образных и мысленных представлений обучающихся.

Рисуют словесный портрет образов героев . Определяют характер и эмоции .

Повторяют исполнение песни «От героев былых времён» в характере произведения.

Анализируют несоответствие своего исполнения желаемому эталону, с учетом полученных знаний.

Осмысливают свои недочеты и проблемы, а также причины их возникновения.

 

Выполняют предложенные упражнения и задания, исправляя недочеты и проблемы.

Самостоятельно предлагают  использование динамических оттенков и способов фразировки.

Исполняют два куплета песни под запись для нахождения ошибок и дальнейшей работы над исполнительскими трудностями.

Наблюдение

прослушивание

опрос

исполнение

самоанализ

5.

Рефлексия.

Подведение итога занятия

Анализ учебной деятельности и

мотивация к выступлению на концерте школы

5 мин

Прослушивание песни в исполнении обучающих

Домашнее задание.

Проводит анализ творческой активности обучающихся на занятии

Оценивает качество выполнения заданий на занятии

Обозначает цели и задачи для этапа домашней работы.

Домашнее задание:

-     подготовить понравившуюся песню сольно

-   нарисовать иллюстрацию к песне (любой)

-  отработать ритмический рисунок с пением песни «Вот уж зимушка проходит»

Анализируют свое исполнение.

Отвечают на вопросы: что нового узнали на занятии, какие новые навыки научились применять в работе над песней, что удалось в создании образа, над чем еще надо работать?

Озвучивают домашнее задание

 

Беседа

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список используемой литературы

 

1.     Емельянов Е. «Развитие голоса». СП-б. Изд.: «Лань» 2004г.

2.     Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.

3.     «Полон музыки весь свет» песни для детей, Санкт – Петербург, «Композитор», 2004г.

4.     Соколов В.Г. Работа с хором. - М., 1981.

5.     Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., 1979.

6.     Струве Г. Школьный хор. - М., 1981.

7.     Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. - М., 2002

8.     Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой Москва ФИС, 2000 год

 

 


Автор(ы): Лаврентьева Елена Александровна
Приложения: