Технологическая карта открытого занятия
Разучивание ритмической партитуры к песне
Лаврентьева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Дворец детского творчества
Московского района Санкт-Петербурга,
вокально-хоровая секция
Пояснительная записка
ФИО педагога | Лаврентьева Елена Александровна |
Должность | педагог дополнительного образования |
Квалификационная категория | Первая |
Реализуемая дополнительная общеразвивающая программа | Волшебной музыки страна |
Возраст учащихся | 9 лет |
Год обучения | 3 |
Количество обучающихся | 15 |
Вид занятия | Учебное занятие |
Тип занятия | Тренировочное учебное занятие по отработке умений и навыков |
Форма организации занятия | групповая |
Продолжительность занятия | 45 минут |
Дата проведения
| 24.04.2025г. |
Место проведения | ГБОУ СОШ №355 Московского района СПб, Благодатная улица ,д.32, кабинет №7 |
Цель занятия: Творческое развитие детей через разнообразные формы музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
· Развивать вокально-хоровые навыки: пение по руке, одновременное вступление и окончание;
· Продолжить работу над певческим дыханием;
· Развивать артикуляционные и дикционные навыки;
· Формировать навык чистого интонирования в пении;
· Расширять певческий диапазон голоса;
· Научить правильному формированию гласных звуков;
· Формировать навыки звуковедения (legato, staccato);
· Закрепить навык пения в унисон;
· Вырабатывать умение понимать образное содержание произведения;
· Продолжить работу над выразительным исполнением произведений;
· Расширять и закреплять знания о музыкальной терминологии: ритм, метр, длительности, ритмическая партитура;
· Познакомить детей с творчеством современных российских композиторов: Борисом Савельевым и Рафаилом Хозаком
Развивающие:
· Развивать музыкальную память, слух, чувство ритма;
· Развивать артикуляционный аппарат;
· Развивать творческие способности;
· Развивать эмоциональную активность в процессе коллективного пения;
· Развивать интерес обучающихся к хоровому пению;
· Развитие эмоционально-образного мышления;
· Развивать навык анализа и самоанализа исполнительской деятельности
Воспитательные:
· Воспитывать такие качества личности как: внимательность, трудолюбие, ответственность, доброта, честность;
· Воспитать бережное отношение к своему голосу;
· Воспитать интерес к процессу коллективного творчества.
· Воспитывать любовь к музыке
· Воспитывать творческую активность
Дидактическое обеспечение:
- стихотворение Михаила Пляцковского «Дружба крепкая»,
- тексты песен,
- фонограмма песни «От героев былых времен»
Музыкальный материал:
- Б. Савельев, ст. М. Пляцковского «Дружба крепкая»
- Р. Хозак, ст. Е. Аграновича «Вечный огонь» («От героев былых времен»)
- Русская народная песня «Вот уж зимушка проходит».
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, ноутбук, аккордеон, ноты произведений, шумовые инструменты (ложки, бубен).
Методы обучения:
· словесный (рассказ, беседа, обсуждение);
· наглядный (зрительный и слуховой, прослушивание, показ педагогом);
· практический (обучение конкретным действиям, выполнение упражнений, ритмических заданий, исполнение песен);
· объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимание дирижерского жеста;
- владение навыками певческого дыхания,
- умение исполнять песни в унисон, чисто интонировать,
- чёткое произношение слов;
- умение анализировать музыкальное произведение
- знание музыкальной терминологии
Личностные:
- развитие чувства собственного достоинства, самоуважения,
- развитие усидчивости, творческой активности
Метапредметные:
- развитие способности к анализу собственной исполнительской деятельности,
- развитие образного мышления,
- памяти, воображения, внимания,
- развитие волевых качеств.
Структура и ход занятия
№ | Название этапа, Цель и задачи | Время | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
1. | Организационный этап Эмоционально –психологический настрой детей. Создание атмосферы доброжелательности, творческого комфорта. Обеспечить рабочую обстановку на занятии | 1 мин | Организационный момент (определение отсутствующих
| Приветствие
Сообщает тему и цель занятия
| Учащиеся отвечают на приветствие, показывают готовность к занятию
| наблюдение |
2. | Подготовительный этап. Подготовка к учебной и познавательной деятельности.
| 4 мин | Вводная беседа, сопровождающаяся чтением стихотворений, прослушиванием разучиваемых песен
| Задает вопросы о певческой установке.
Читает стихотворение «Дружба крепкая».
Показ песни «Дружба крепкая», Задает вопросы о содержании песни и характере музыки. | Отвечают на вопросы о правильной певческой установке, демонстрируют её выполнение
Делятся эмоциональными впечатлениями о стихотворении, обсуждают содержание,
Делятся эмоциональными впечатлениями о прослушанной песне. Отвечают на вопросы | опрос |
3. | Основной этап. Учебно-познавательная деятельность. Усвоение новых знаний и закрепление умений и навыков; обозначение исполнительских задач и выбор средств их реализации.
| 25 мин | 1.Работа над учебно-тренировочным материалом и репертуаром: - дыхательная и артикуляционная гимнастика; - распевание (настройка голоса на высокую позицию, округления звука, пение с закрытым ртом, освоение певческого звукообразования с помощью гласных и согласных слогов); - пропевание мажорного звукоряда на legato, staccato - исполнение разученных песен
2.Разучивание песни «От героев былых времен»
3.Разучивание ритмической партитуры к песне «Вот уж зимушка проходит | Контролирует правильность выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики, Контролирует правильное исполнение вокально-хоровых упражнений.
Рассказывает о навыках звуковедения legato, staccato
Показ песни «От героев былых времен» Задает вопросы о содержании песни и характере музыки.
Объясняет понятие музыкальных терминов: ритм, метр, длительности (четверти, восьмые) Показ ритмического рисунка хлопками. Показ приёма игры на ложках.
| Выполняют комплекс упражнений
Слушают педагога, отвечают на вопросы о переводе терминов legato, staccato
Проговаривают слова песни, пропевают по куплетам, исправляют недостатки. Исполняют всю песню целиком.
Слушают педагога, отвечают на вопросы о муз. терминах, определяют на слух длительности. Повторяют ритмический рисунок по партиям Исполнение первого куплета песни «Вот уж зимушка проходит» с ритмическим аккомпанементом по партиям, затем по партитуре. | Наблюдение прослушивание опрос |
4. | Проверочный этап. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Выработка алгоритма решения технологических задач. Самостоятельная работа.
| 10 мин | Выявление причины несоответствия полученного результата с желаемым, определение способов решения возникающих затруднений Выполнение участниками хора упражнений и заданий, необходимых для преодоления исполнительских затруднений. Создание предпосылок для творческой активности детей.
. | Обозначает наиболее трудные эпизоды в процессе исполнения, объясняет природу их возникновения, продуманность динамических оттенков и фразировки, оптимальные способы артикуляции, и звукообразования). Исполняет первый куплет в характере произведения. Предлагает словесно описать характер героев песни
Контролирует точное выполнение заданий и упражнений, направленных на преодоление исполнительских трудностей. Уделяет особое внимание активации артикуляционного аппарата, чувственно-образных и мысленных представлений обучающихся. | Рисуют словесный портрет образов героев . Определяют характер и эмоции . Повторяют исполнение песни «От героев былых времён» в характере произведения. Анализируют несоответствие своего исполнения желаемому эталону, с учетом полученных знаний. Осмысливают свои недочеты и проблемы, а также причины их возникновения.
Выполняют предложенные упражнения и задания, исправляя недочеты и проблемы. Самостоятельно предлагают использование динамических оттенков и способов фразировки. Исполняют два куплета песни под запись для нахождения ошибок и дальнейшей работы над исполнительскими трудностями. | Наблюдение прослушивание опрос исполнение самоанализ |
5. | Рефлексия. Подведение итога занятия Анализ учебной деятельности и мотивация к выступлению на концерте школы | 5 мин | Прослушивание песни в исполнении обучающих Домашнее задание. | Проводит анализ творческой активности обучающихся на занятии Оценивает качество выполнения заданий на занятии Обозначает цели и задачи для этапа домашней работы. Домашнее задание: - подготовить понравившуюся песню сольно - нарисовать иллюстрацию к песне (любой) - отработать ритмический рисунок с пением песни «Вот уж зимушка проходит» | Анализируют свое исполнение. Отвечают на вопросы: что нового узнали на занятии, какие новые навыки научились применять в работе над песней, что удалось в создании образа, над чем еще надо работать? Озвучивают домашнее задание
| Беседа Домашнее задание |
Список используемой литературы
1. Емельянов Е. «Развитие голоса». СП-б. Изд.: «Лань» 2004г.
2. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.
3. «Полон музыки весь свет» песни для детей, Санкт – Петербург, «Композитор», 2004г.
4. Соколов В.Г. Работа с хором. - М., 1981.
5. Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., 1979.
6. Струве Г. Школьный хор. - М., 1981.
7. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. - М., 2002
8. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой Москва ФИС, 2000 год
Автор(ы): Лаврентьева Елена Александровна
Приложения: