Использования исследовательской деятельности
на уроках английского языка
Каменская Людмила Евгеньевна
Одной из ключевых ценностей является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска, т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы. Существуют и другие определения исследовательской деятельности, например: “Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы”.
В настоящее время учителю необходимо научить учащихся хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному, исследовательскому, но прежде, чем “широко внедрять” исследовательскую деятельность в качестве инновационной результативной технологии обучения, педагог должен определить, есть ли у него способные учащиеся, есть ли у него самого возможности помочь реализовать их способности и есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой-либо области, интересная для исследования.
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Включение исследовательских технологий в процесс обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике, расширить рамки урока, и требует много времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач. Занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении английского языка. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать информацию из разных источников. В исследовательской деятельности успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Усиливаются индивидуальная ответственность учащихся за конкретную работу, так как каждый должен представить группе результаты своей деятельности. Я убедилась в том, что учебно-исследовательские умения требуются ученикам на всех этапах обучения, и я стараюсь перенять опыт своих коллег в этом вопросе. Так создание мини-проектов подразумевается после каждой пройденной темы, и в эффективности этого подхода я убедилась на собственной практике. Прежде всего, формирование учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности ученика, нужно начинать как можно раньше, желательно уже в начальной школе. Я начала работать над формированием учебно-исследовательских навыков параллельно у учеников как начального, так и среднего и старшего этапа обучения. Каждый мини-исследовательский проект в начальной школе соотносится с определенной темой устной речи (“My School”- Моя школа, “My city”- Мой город, “ My Country”- Моя страна). Здесь уже сразу понятно, какие исследования можно поручить и провести с учащимися, учитывая уровень умений и знаний и активность обучающихся. Работе над исследовательской деятельностью отвожу определенный промежуток времени, но не на каждом уроке, так как требуется определенная подготовка и время. Так, например, при работе над темой в начальной школе “Being happy in the country and in the city” (имеется подтема “Лондон”, где необходимы определенные иллюстрации достопримечательностей Лондона; при знакомстве с речевыми оборотами “ There is…” “There are…”-текстовое описание квартиры с использованием данных оборотов для подготовки проекта “My Flat”(моя квартира). В процессе закрепления материала можно предложить обучающимся найти различные тексты и упражнения, прилагающиеся к учебному проекту, над которым ведется работа. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь собрать информацию по теме, объяснить ученику, какими источниками можно пользоваться, на одном из уроков вместе с учащимися поработать с одним из источников, показывая, как работать с информацией и составлять план своего проекта или презентации. Этот этап необходим, так как многие ученики теряются в огромном количестве информации, доступной в наше время. И педагогу, на первых этапах, нужно ограничивать эту информацию. Научившись выбирать источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый шаг к приобретению учебно-исследовательских навыков. И чем раньше он приобретет опыт подбора материала для проекта, тем больше количество источников станет для него доступным впоследствии. Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они хотят чего-то большего. Поэтому нам важно именно на этом этапе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
В соответствии с российскими образовательными стандартами второго поколения четкая и регулярно применяемая методика формирования данных умений приводит к метапредметным результатам, то есть позволит учащимся освоить как можно большее число способов деятельности, в рамках образовательного процесса. Не менее важны и личностные результаты, сформированная система ценностных отношений учащихся, как к себе, так и к самому процессу обучения и его участникам.
Здесь так же очень помогают различные формы работы на самом уроке, те учащиеся, которые менее уверены в себе, стесняются своих ошибок, могут работать в группах или парах. Как показывает практика, такая необходимость может возникнуть на любом этапе, и часто задания большей сложности сначала логично давать группе учащихся. Такой подход позволяет полностью снимать страх пред любыми заданиями и, главное, отлично мотивирует всех учеников. Основной целью было научить ребят мыслить не только широко, но и самостоятельно, интегрировать знания, полученные на других предметах и пользоваться ими как учебной, так и не учебной деятельности. Это означало изменение мышления учеников, подхода к своей учебе, а, главное, самоанализу. Здесь применимы технологии рефлексивного характера, развивающие полноценную личность ученика и позволяющие ему готовиться к дальнейшему обучению в ВУЗе.
Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек - существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других. В курсе иностранного языка исследовательскую деятельность можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Примерами учебно-исследовательской деятельности являются: урочные проекты, проблемные уроки, практические занятия.
Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Главная функция учителя - управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио. Убеждена, что организация исследовательской деятельности на уроках английского языка-это перспективный путь развития детей для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяет ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Итак, в условиях модернизации современного образования возникла насущная необходимость поиска и внедрения в образовательный процесс таких форм работы, которые бы гармонично сочетали ряд качеств: гуманистический подход к формированию личности учащегося, развитие деловых, творческих качеств личности, способности учащихся к саморазвитию, владению техниками работы с информацией, мотивации собственной деятельности и продуктивной реализации своих возможностей в современном обществе. По моему мнению, исследовательская работа по английскому языку соответствует требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу.
Занятия учащихся исследовательской деятельностью по английскому языку способствуют формированию языковой, речевой и социокультурной компетенций, что помогает учащимся принимать участие в диалоге культур.
От класса к классу доля самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в разработке тем и подготовке к урокам увеличивается, возникает необходимость поиска новых методов обучения.
Результат проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что успех в исследовательской деятельности достигается благодаря взаимосвязи следующих компонентов: ребенок хочет быть успешным, имеет позитивную мотивацию, реально оценивает собственные возможности, располагает необходимой информацией, находится в эмоционально-благополучном состоянии, у него достаточно сил, энергии для реализации своих планов и замыслов, и не менее важно обратить внимание на то, что рядом будет находиться опытный наставник, который всегда поможет выбрать правильное решение.
Автор(ы): Каменская Людмила Евгеньевна
Приложения: