Современные подходы в теории и методике обучения по дисциплине
«Физическая культура и спорт»: от традиционной парадигмы
к личностно-ориентированному обучению

Николаева Алина Константиновна

Аннотация: В статье рассматриваются эволюционные изменения в теории и методике обучения в сфере физической культуры и спорта. Анализируется переход от традиционной знаниево-нормативной парадигмы к современной личностно-ориентированной и деятельностной моделям. Цель исследования – выявить и охарактеризовать эффективные педагогические технологии, способствующие формированию физической культуры личности обучающегося. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, систематизация, обобщение. Результаты показывают, что интеграция здоровьесберегающих, компетентностных и дифференцированных подходов значительно повышает мотивацию учащихся и качество образовательного процесса. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития методик, направленных на индивидуализацию обучения и формирование осознанного отношения к собственному здоровью.

Ключевые слова: теория и методика обучения, физическая культура, личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход, здоровьесберегающие технологии, метапредметные результаты, индивидуализация.

Введение

Теория и методика обучения физической культуре и спорту как научная дисциплина переживает значительную трансформацию, обусловленную изменениями в социальном заказе общества. Если ранее доминирующей целью было выполнение нормативов и освоение узкого набора двигательных действий, то современная образовательная парадигма ставит во главу угла формирование целостной физической культуры личности [3, c. 45]. Это предполагает не только развитие физических качеств и обучение спортивным навыкам, но и воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой, освоение знаний о здоровом образе жизни, развитие волевых и нравственных качеств. В связи с этим актуализируется проблема поиска и внедрения в педагогическую практику эффективных методик и технологий обучения, отвечающих вызовам времени.

Цель исследования: теоретически обосновать и охарактеризовать современные подходы в теории и методике обучения физической культуре, определяющие их эффективность в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Материалы и методы исследования

В основе работы лежит теоретический анализ современных педагогических, психологических и методических исследований в области физической культуры (труды Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича, Ю.Ф. Курамшина и др.). Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и педагогического обобщения для выявления ключевых тенденций в развитии методики преподавания.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Эволюция методологических основ. Традиционная методика, базировавшаяся на знаниево-нормативном подходе, была ориентирована на усредненного ученика и жесткую регламентацию учебного процесса. Ее основной недостаток – низкий уровень индивидуализации и слабая связь с личностными смыслами обучающегося. Современная теория обучения физической культуре строится на следующих ключевых подходах:

   · Личностно-ориентированный подход: Смещает акцент с обучения двигательным действиям на развитие личности учащегося через физкультурно-спортивную деятельность. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности, интересы и уровень подготовленности каждого ученика [1, c. 22].

   · Деятельностный подход: Учащийся выступает не пассивным объектом обучения, а активным субъектом, который самостоятельно ставит цели, ищет пути их достижения и рефлексирует результаты. Это реализуется через проблемное обучение, проектные и исследовательские методы.

   · Компетентностный подход: Целью обучения становится формирование у учащихся ключевых компетенций: умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, оценивать свое состояние здоровья, организовывать активный отдых и досуг.

2. Современные педагогические технологии. В рамках новых парадигм получили распространение эффективные технологии:

   · Технология дифференцированного обучения: Позволяет разделить учащихся на условные группы (по полу, уровню здоровья, физической подготовленности) для работы по индивидуальным планам и заданиям.

   · Здоровьесберегающие технологии: Направлены на укрепление здоровья учащихся в процессе обучения. Сюда относятся: мониторинг физического состояния, создание благоприятного психологического климата, оптимальная дозировка нагрузки, включение элементов лечебной физической культуры.

   · Игровые и соревновательные технологии: Повышают эмоциональную привлекательность уроков, мотивируют учащихся и моделируют реальные жизненные ситуации, требующие проявления лидерства, сотрудничества и стрессоустойчивости.

   · Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Использование видеоанализа техники движений, фитнес-трекеров, специализированных приложений и онлайн-платформ для самостоятельной работы делает процесс обучения более наглядным и объективным.

3. Интеграция урочной и внеурочной деятельности. Современная методика рассматривает урок физической культуры как ядро системы, вокруг которого выстраивается внеурочная работа: спортивные секции, кружки, туристические походы, физкультурно-массовые мероприятия. Это создает единую физкультурно-оздоровительную среду образовательного учреждения.

Заключение

Проведенный анализ позволяет констатировать, что современная теория и методика обучения физической культуре и спорту развивается в русле гуманистической педагогики. Ее ядром становится личность учащегося, его здоровье, мотивация и индивидуальная траектория развития. Эффективность образовательного процесса в настоящее время определяется не столько степенью выполнения нормативов, сколько сформированностью у обучающихся осознанной потребности в физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.

Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке конкретных методик реализации метапредметных результатов на уроках физической культуры, а также в создании моделей интеграции цифровых технологий в процесс физического воспитания для персонализации обучения и объективного контроля динамики развития учащихся.

Список литературы

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

2. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.

3. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с.

4. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.


Автор(ы): Николаева Алина Константиновна
Приложения: