Теория и методы преподавания русского языка и литературы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Васильева Юлия Михайловна
План лекции
I. Понятие и структура Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС)
1. Основные цели и задачи ФГОС
- Развитие ключевых компетенций учащихся
- Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- Подготовка школьников к успешной социализации и адаптации в обществе
2. Принципы организации образовательного процесса
- Деятельностный подход
- Индивидуализация образования
- Дифференцированный подход к обучению
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
II. Методы преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
1. Современные технологии и методики
- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
- Проектная деятельность
- Исследовательская работа
- Коллективные формы учебной деятельности
2. Организация уроков по русскому языку и литературе
- Уроки развития речи
- Анализ литературных произведений
- Творческие задания
- Работа над грамматическими нормами и орфографией
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
III. Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
1. Особенности преподавания русского языка
- Изучение фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса
- Практическое применение знаний в устной и письменной речи
- Обучение грамотному письму и выразительному чтению
2. Специфика преподавания литературы
- Введение учащихся в мир художественной литературы
- Чтение и обсуждение классических и современных произведений
- Освоение понятий анализа текста, композиции, стиля и жанра
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
IV. Оценка качества освоения учебного материала
1. Формы контроля знаний и умений
- Текущие контрольные работы
- Тестовые задания
- Устные опросы и собеседования
- Презентация творческих проектов
2. Критерии оценки
- Уровень сформированности предметных результатов
- Степень овладения метапредметными умениями
- Качество формирования личностных качеств учащегося
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
V. Заключение
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт является основой современной системы школьного образования. Преподавателям важно владеть современными методами и технологиями, способствующими эффективному усвоению учениками основных дисциплин. Правильная организация занятий по русскому языку и литературе способствует формированию всесторонне развитых, компетентных выпускников, готовых успешно адаптироваться в современном мире.
Таким образом, реализация ФГОС требует от педагогов постоянного повышения квалификации, творческого подхода к учебному процессу и активного внедрения инновационных методик и технологий,что неизменно приведет к росту заинтересованности учащихся в овладении знаниями,умениями в овладении русским языком. Также способствует развитию читательской грамотности.
Вот конкретные примеры заданий, применяемых на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС:
Русский язык
Пример №1. Составление связного текста по опорным словам
Цель: развитие умения строить логически последовательный текст, используя заданные ключевые понятия.
Задание: составьте небольшой рассказ, включив в него следующие слова: озеро, лодка, рыбак, закат.
Критерии оценивания:
- Логичность изложения,
- Грамотность построения предложений,
- Соответствие смыслового содержания ключевым словам.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
▌ Пример №2. Мини-исследование на тему диалектизмов родного края
Цель: формирование интереса к изучению особенностей русской речи, расширение кругозора учеников.
Задание: найдите и соберите примеры местных диалектных выражений вашего региона. Подготовьте доклад о происхождении этих слов и особенностях их употребления.
Критерии оценивания:
- Полнота собранного материала,
- Аналитический подход,
- Четкость и ясность презентации.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Пример №3. Создание лингвистического портфолио ученика
Цель: систематизация знаний по изученным темам курса русского языка, формирование навыков рефлексии.
Задание: создайте собственный лингвокорпус, включающий правила, исключения, личные наблюдения и примеры собственных ошибок и достижений в изучении языка.
Критерии оценивания:
- Самостоятельность и инициативность,
- Регулярность пополнения корпуса,
- Отражение уровня владения языком.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Литература
Пример №1. Создание диафильма по мотивам произведения
Цель: углубленное изучение сюжета и персонажей художественного произведения, развитие визуального воображения и креативности.
Задание: выберите эпизод из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и представьте его в форме сценария для диафильма (описание кадров, диалоги героев).
Критерии оценивания:
- Соответствие выбранному эпизоду,
- Ясность и лаконичность описания сцен,
- Креативность решения.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Пример №2. Проведение дебатов на тему нравственного выбора героя
Цель: стимулирование критического мышления, активация читательского восприятия и эмоционального отклика.
Задание: обсудите морально-нравственный выбор главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»: правильно ли поступил Акакий Башмачкин, отказавшись от защиты своего достоинства перед обидчиками?
Критерии оценивания:
- Аргументированность высказанных позиций,
- Участие каждого члена группы,
- Этикет поведения участников дискуссии.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Пример №3. Составление кроссвордов и викторин по произведениям классиков
Цель: закрепление знания содержания прочитанного произведения, повторение теоретико-литературных понятий.
Задание: разработайте тематический кроссворд или игру-викторину по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Критерии оценивания:
- Точность формулировки вопросов,
- Оригинальность подходов к игре,
- Доступность вопросов и адекватность уровню класса.
Эти примеры заданий позволяют организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученики активно участвовали в освоении материала, развивали коммуникативные компетенции и демонстрировали способность самостоятельно анализировать и оценивать изученное.
Автор(ы): Васильева Юлия Михайловна
Приложения: