Теория и методы преподавания русского языка и литературы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Васильева Юлия Михайловна

 План лекции

 I. Понятие и структура Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС)

 1. Основные цели и задачи ФГОС
- Развитие ключевых компетенций учащихся
- Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- Подготовка школьников к успешной социализации и адаптации в обществе

 2. Принципы организации образовательного процесса

- Деятельностный подход
- Индивидуализация образования
- Дифференцированный подход к обучению

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
 II. Методы преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

 1. Современные технологии и методики

- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
- Проектная деятельность
- Исследовательская работа
- Коллективные формы учебной деятельности

 2. Организация уроков по русскому языку и литературе

- Уроки развития речи
- Анализ литературных произведений
- Творческие задания
- Работа над грамматическими нормами и орфографией

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
 III. Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

 1. Особенности преподавания русского языка

- Изучение фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса
- Практическое применение знаний в устной и письменной речи
- Обучение грамотному письму и выразительному чтению

 2. Специфика преподавания литературы

- Введение учащихся в мир художественной литературы
- Чтение и обсуждение классических и современных произведений
- Освоение понятий анализа текста, композиции, стиля и жанра

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
 IV. Оценка качества освоения учебного материала

 1. Формы контроля знаний и умений

- Текущие контрольные работы
- Тестовые задания
- Устные опросы и собеседования
- Презентация творческих проектов

 2. Критерии оценки

- Уровень сформированности предметных результатов
- Степень овладения метапредметными умениями
- Качество формирования личностных качеств учащегося

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
 V. Заключение

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт является основой современной системы школьного образования. Преподавателям важно владеть современными методами и технологиями, способствующими эффективному усвоению учениками основных дисциплин. Правильная организация занятий по русскому языку и литературе способствует формированию всесторонне развитых, компетентных выпускников, готовых успешно адаптироваться в современном мире.

Таким образом, реализация ФГОС требует от педагогов постоянного повышения квалификации, творческого подхода к учебному процессу и активного внедрения инновационных методик и технологий,что неизменно приведет к росту заинтересованности учащихся в овладении знаниями,умениями в овладении русским языком. Также способствует развитию читательской грамотности.

Вот конкретные примеры заданий, применяемых на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС:

 Русский язык

 Пример №1. Составление связного текста по опорным словам

Цель: развитие умения строить логически последовательный текст, используя заданные ключевые понятия.

Задание: составьте небольшой рассказ, включив в него следующие слова: озеро, лодка, рыбак, закат.

Критерии оценивания:

- Логичность изложения,

- Грамотность построения предложений,

- Соответствие смыслового содержания ключевым словам.

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

▌ Пример №2. Мини-исследование на тему диалектизмов родного края

Цель: формирование интереса к изучению особенностей русской речи, расширение кругозора учеников.

Задание: найдите и соберите примеры местных диалектных выражений вашего региона. Подготовьте доклад о происхождении этих слов и особенностях их употребления.

Критерии оценивания:

- Полнота собранного материала,

- Аналитический подход,

- Четкость и ясность презентации.

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

 Пример №3. Создание лингвистического портфолио ученика

Цель: систематизация знаний по изученным темам курса русского языка, формирование навыков рефлексии.

Задание: создайте собственный лингвокорпус, включающий правила, исключения, личные наблюдения и примеры собственных ошибок и достижений в изучении языка.

Критерии оценивания:

- Самостоятельность и инициативность,

- Регулярность пополнения корпуса,

- Отражение уровня владения языком.

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

 Литература

 Пример №1. Создание диафильма по мотивам произведения

Цель: углубленное изучение сюжета и персонажей художественного произведения, развитие визуального воображения и креативности.

Задание: выберите эпизод из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и представьте его в форме сценария для диафильма (описание кадров, диалоги героев).

Критерии оценивания:

- Соответствие выбранному эпизоду,

- Ясность и лаконичность описания сцен,

- Креативность решения.

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

 Пример №2. Проведение дебатов на тему нравственного выбора героя

Цель: стимулирование критического мышления, активация читательского восприятия и эмоционального отклика.

Задание: обсудите морально-нравственный выбор главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»: правильно ли поступил Акакий Башмачкин, отказавшись от защиты своего достоинства перед обидчиками?

Критерии оценивания:

- Аргументированность высказанных позиций,

- Участие каждого члена группы,

- Этикет поведения участников дискуссии.

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

 Пример №3. Составление кроссвордов и викторин по произведениям классиков

Цель: закрепление знания содержания прочитанного произведения, повторение теоретико-литературных понятий.

Задание: разработайте тематический кроссворд или игру-викторину по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Критерии оценивания:

- Точность формулировки вопросов,

- Оригинальность подходов к игре,

- Доступность вопросов и адекватность уровню класса.

Эти примеры заданий позволяют организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученики активно участвовали в освоении материала, развивали коммуникативные компетенции и демонстрировали способность самостоятельно анализировать и оценивать изученное.


Автор(ы): Васильева Юлия Михайловна
Приложения: