Информационные технологии как способ образования
на уроках английского языка

Рязанцева Татьяна Васильевна

Скажи мне — и я забуду,
 покажи мне — и я запомню,
 дай мне сделать — и я пойму
Конфуций

Ни для кого не секрет, что английский язык в нашем мире является лидирующим средством международного общения и связано это, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий, экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию обучающихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.

Одной из основных целей урока иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для достижения данной цели важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формулирования своей мысли.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, заключается в том, чтобы перенести акцент с выполнения различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся.

В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей, мне бы хотелось сегодня представить свой опыт, который связан с применением информационных технологий, так как при использования разных вариантов сочетания информационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться овладение обучающимися навыками устной речи, активизации и стимулирования их познавательной деятельности и повышения качества успеваемости.

А теперь поговорим подробно об использовании информационных технологий на уроках английского языка. Первое, и наиболее часто используемое на уроках, это компьютерные презентации. Они могут быть включены в урок на всех этапах работы с учебным материалом. К примеру, урок “Фильмы” (9 класс) направлен на закрепление и активизацию лексического материала, что сопровождается показом презентации о разных жанрах фильмов, правилах построения и использования предложений для описания сюжета. Заключительным этапом урока является ролевая игра, в которой собеседники, находясь в кинотеатре, должны убедить друг друга выбрать тот или иной жанр фильма, это задание обучающиеся выполняют также с опорой на слайд. Преимущества очевидны: наглядность (анимация и красочное оформление), возможность многократного использования.

Следующее о чём хотелось бы рассказать, это использование электронных учебников и компьютерных программ для интерактивных досок. На уроках английского языка нами используются компьютерные программы игрового характера для младших школьников (“Playway to English”), а также программы для учащихся среднего и старшего звена (серия “Solutions”). Данные интерактивные программы позволяют обучающимся самостоятельно изучать материал урока, выполнять тренировочные упражнения на его активизацию, проходить тесты на выявление уровня усвоенного материала. И оценивает учащегося в таких случаях не учитель, а компьютер. Учитель заботится о создании благоприятных условий для развития индивидуальности учащихся, для самостоятельной работы, о выработке самооценки у обучаемых, о комфортной среде обучения.  

Электронные учебники и компьютерные интерактивные программы продуктивно используются при введении, закреплении и активизации учебного материала. Они нагляднее и привлекательнее для детей, чем их учебники. Их использование повышает мотивацию и познавательный интерес учащихся. Такое представление нового материала способствует более глубокому и эффективному его усвоению, осознанию, развивает память, расширяет словарный запас и воображение.

Что касается средней и старшей ступени обучения, то здесь неизменным помощником является мультимедийный учебник “Solutions”, включающий в себя десять разделов, в каждом из которых идёт отработка нового лексического и грамматического материала, отрабатываются навыки аудирования, говорения и даже письма. Обучающиеся с удовольствием включаются в данный вид работы, так как это позволяет им не просто молча отрабатывать полученный материал, а взаимодействовать друг с другом, учиться самостоятельно понимать задание и находить оптимальный путь его решения.

Также хотелось бы отметить такую форму работы с детьми через Интернет, как дистанционное обучение, которое пользуется нами в период приостановки учебного процесса и в период актированных дней. Данная форма обучения ведётся нами через систему дистанционного обучения Moodle. Для обучающихся создаются уроки с использованием мультимедийных презентаций, видео уроков, письменных заданий. С целью контроля и обратной связи ребятам предлагается выполнить и отправить учителю задание, пройти тест, а также опрос о настроении в ходе проделанной работы. Работа в данной системе проста и понятна обучающимся, удобна учителям и позволяет не отставать от программы обучения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что, применяя на уроках и во внеурочное время вышеназванные технологии и методические приемы, нам удалось добиться значительного повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, мы получили хорошее владение материалом, достаточно высокую успеваемость, ребята достойно принимают участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

За последние несколько лет результатом нашей работы по применению информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Это проявилось:

– в развитии речевой компетенции;

– в развитие социокультурной компетенции – приобщении обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка;

– в развитии языковой компетенции;

– в развитии компенсаторной компетенции;

– в развитии учебно-познавательной компетенции.

Таким образом, компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.


Автор(ы): Рязанцева Татьяна Васильевна
Приложения: