Мнемонические приёмы на уроках русского языка

Иванова Маргарита Александровна

1. Введение

Актуальность темы. В условиях возрастающего объёма учебной информации перед педагогом встаёт задача поиска эффективных способов запоминания. Мнемотехника (мнемоника) — система приёмов, облегчающих запоминание путём создания искусственных ассоциаций — становится ценным инструментом на уроках русского языка. Она:

  • повышает вовлечённость учащихся;
  • превращает механическое заучивание в творческий процесс;
  • увеличивает объём долговременной памяти;
  • развивает образное и логическое мышление.

Цель: систематизировать и адаптировать мнемонические приёмы для эффективного усвоения правил, орфограмм и словарных слов на уроках русского языка.

Задачи:

  • познакомить учащихся с базовыми мнемотехниками;
  • сформировать навыки создания личных ассоциативных кодов;
  • повысить грамотность через осознанное запоминание;
  • стимулировать познавательную активность и креативность.

2. Теоретические основы мнемотехники

Мнемотехника (от греч. mnēmonikós — искусство запоминания) — совокупность методов, использующих:

  • визуальные образы;
  • звуковые ассоциации;
  • рифму и ритм;
  • смысловые связи;
  • пространственное кодирование.

Психологическая база: опора на наглядно-образное мышление (по Л. С. Выготскому) и мультисенсорное восприятие информации.

3. Основные мнемонические приёмы и их применение

3.1. Рифмовки и стихи

Используются для запоминания:

  • правил (например, про «-тся»/«-ться»: «Что делать? —ться, что делает? —тся»);
  • исключений (например, глаголы-исключения II спряжения: «Гнать, держать, смотреть и видеть…»).

Пример задания. Придумать рифму для правила написания «не» с прилагательными.

3.2. Ассоциации по сходству/контрасту

Связь орфограммы с визуальным образом:

  • буква «о» в слове «молоко» — как круглое молочко в бутылочке;
  • буква «а» в слове «ракета» — как заострённый нос ракеты.

Пример задания. Нарисовать слово «воробей», выделив букву «о» в виде воробьиного глаза.

3.3. Акростихи и акронимы

Запоминание последовательностей:

  • падежи: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» ();
  • правописание приставок пре-/при-«При- — приближение, присоединение, неполнота; пре- — очень или пере-».

Пример задания. Составить акроним для запоминания знаков препинания в сложном предложении.

3.4. Метод мест («дворец памяти»)

Привязка информации к знакомым локациям:

  • представить, что каждое словарное слово «живёт» в определённой комнате квартиры;
  • при повторении «проходить» по комнатам и «собирать» слова.

Пример задания. «Разместить» пять новых словарных слов в классе (у доски, у окна и т. д.) и описать их «местожительство».

3.5. Графические мнемоники

  • выделение орфограмм цветом (например, безударные гласные — красным);
  • создание «мнемокартинок» (слово «берёза» с берёзовыми листочками вместо букв);
  • схемы и таблицы с образными элементами. (дом с трубой – в суффиксах и окончаниях под ударением после шипящих пишется О)

Пример задания. Нарисовать слово «огурец», превратив букву «о» в огурец.

3.6. Сюжетные цепочки

Составление короткой истории с ключевыми словами:

  • для запоминания правописания «собака»«кошка»«мышка»«Собака гналась за кошкой, а мышка спряталась в норку».

Пример задания. Придумать мини-сказку с тремя словарными словами из текущего урока.

3.7. Этимологические справки

Объяснение происхождения слова:

  • «корова» — от общеславянского korva (связанного с понятием «рог»);
  • «вокзал» — от английского Vauxhall (площадь для вокала).

Пример задания. Найти этимологию слова «телефон» и объяснить, как это помогает запомнить написание.

4. Этапы внедрения мнемотехник на уроке

1.    Мотивация (проблема: «Как запомнить много правил?»).

2.    Демонстрация приёма (учитель показывает пример).

3.    Совместное создание мнемоники (класс придумывает ассоциации).

4.    Индивидуальная практика (ученики создают свои мнемокоды).

5.    Рефлексия («Что помогло запомнить? Почему?»).

6.    Повторение с опорой на мнемонику (через 1–2 дня).

5. Примеры упражнений по темам

Орфография:

  • «Жи-ши» — нарисовать ёжика с иголками-«и»;
  • «Ча-ща» — чашка с паром в форме буквы «а».

Пунктуация:

  • запятая в сложносочинённом предложении — «мост» между частями;
  • тире в бессоюзном предложении — «стрелка», указывающая на причину.

Словарные слова:

  • «библиотека» — нарисовать книгу с буквами «и» и «о»;
  • «горизонт» — линия горизонта с буквой «о» в центре.

6. Критерии эффективности

  • повышение скорости запоминания;
  • снижение количества ошибок в диктантах;
  • активность учащихся на этапе повторения;
  • использование мнемоник в самостоятельной работе.

7. Рекомендации для учителя

  • Начинать с простых приёмов (рифмы, цвета).
  • Позволять ученикам выбирать «свои» ассоциации.
  • Сочетать мнемотехнику с традиционными методами.
  • Использовать цифровые инструменты (создание мнемокартинок в Canva, LearningApps).
  • Систематически возвращаться к ранее созданным мнемокодам.

8. Заключение

Мнемотехника на уроках русского языка — не замена систематической работе, а мощный вспомогательный инструмент. Она делает процесс обучения:

  • осмысленным;
  • эмоционально окрашенным;
  • личностно значимым.

Ожидаемый результат: рост грамотности и мотивации учащихся через развитие памяти и творческого мышления.

9. Список литературы.

1.    Выготский Л. С. «Память и её развитие в детском возрасте».

2.    Педагогические журналы: «Русский язык в школе», «Начальная школа».

3.    Онлайн-платформы для создания мнемокартинок: Canva, MindMeister.

4.    Сборники орфографических рифмовок (например, Т. Ю. Шпикалова).

 


Автор(ы): Иванова Маргарита Александровна
Приложения: