Обучение чтению на иностранном языке детей
с дислексией: вызовы и возможности

Языкова Лариса Анатольевна

Дислексия - это широко распространенное нарушение процессов чтения, которое встречается у 5-15% детей и взрослых. Это нарушение может быть связано с генетическими факторами, травмами головного мозга, а также с воздействием внешних факторов, таких как нерегулярная читательская практика.

Развитие навыков чтения на иностранном языке является важной частью образования для детей с дислексией. Однако, это может быть особенно сложным для них из-за дополнительных барьеров, связанных с изучением языка, который не является родным. В этой статье мы рассмотрим вызовы, с которыми сталкиваются дети с дислексией при обучении чтению на иностранном языке, а также возможности и стратегии, которые могут помочь им преодолеть эти вызовы.

Вызовы обучения чтению на иностранном языке для детей с дислексией:

1. Низкая фонетическая грамотность: дети с дислексией могут иметь трудности с распознаванием звуков и слогов иностранного языка, что может помешать им понимать текст и формировать корректные звукосочетания.

2. Низкая лексическая грамотность: дети с дислексией могут иметь трудности с пониманием слов и их значения, что может помешать им понять текст и его контекст.

3. Трудности с памятью и вниманием: дети с дислексией могут иметь трудности с концентрацией внимания и запоминанием материала, что может помешать им изучать иностранное языки.

4. Негативное отношение к чтению: дети с дислексией могут иметь негативное отношение к чтению из-за частых ошибок и неудач, что может помешать им развивать навыки чтения.

 

Могут ли дети с дислексией научиться читать на иностранном языке?

 

Конечно, дети с дислексией могут научиться читать на иностранном языке, но для этого необходимо использовать специальные стратегии и подходы. Один из важных факторов - это создание условий, которые помогут детям чувствовать себя комфортно и уверенно при обучении чтению.

Возможности и стратегии

1. Индивидуальный подход: каждый ребенок с дислексией имеет уникальные потребности и стиль обучения, поэтому педагог должен разработать индивидуальный план обучения, учитывая эти потребности.

2. Использование технологий: технологии могут помочь детям с дислексией развивать навыки чтения, слуха и зрения. Например, программы для чтения на компьютере могут помочь детям развивать навыки чтения с ошибками.

3. Упражнения на развитие фонетической грамотности: дети с дислексией могут улучшить свою фонетическую грамотность через упражнения на распознавание звуков и слогов иностранного языка.

4. Использование бинауральных технологий: бинауральные технологии могут помочь детям с дислексией улучшить свою фонетическую грамотность и лексическую грамотность.

5. Создание позитивной атмосферы: педагог должен создать положительную атмосферу в классе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно при обучении чтению.

С помощью различных технологий и программ, можно помочь  детям развивать свои навыки чтения на иностранном языке и улучшить общую успеваемость. Некоторые из таких технологий и программ включают:

1. Технологии чтения с помощью компьютера или планшета:

* «Text-to-Speech» (TTS) - программы, которые читают текст вслух, помогая детям лучше понимать и повторять слова.

* «Speech-to-Text» (STT) - программы, которые транскрибируют речь в текст, чтобы помочь детям сформировать свои мысли и идеи.

2. Программы для чтения с помощью интерактивных материалов:

* «Raz Kids» - онлайн-приложение, которое предлагает интерактивные книги и игры для чтения.

* «Reading A-Z» - онлайн-библиотека, которая предлагает интерактивные книги и тесты для чтения.

3. Технологии для чтения с помощью аудио:

* «Audible» - цифровая аудио-библиотека, которая предлагает книги и повести для прослушивания.

* «Bookshare» - онлайн-библиотека, которая предлагает доступ к электронным книгам для детей с дислексией.

4. Программы для чтения с помощью визуализации:

* «Kurzweil 3000» - программная система для чтения электронных книг и документов, которая использует визуальные эффекты для улучшения чтения.

* «ClaroRead» - программная система для чтения электронных книг и документов, которая использует визуальные помощники для улучшения чтения.

5. Технологии для чтения с помощью голосовой помощницы:

* «Amazon Alexa» - голосовая помощница, которая может читать текст  вслух и помочь детям с дислексией с чтением.

* «Google Assistant» - голосовая помощница, которая может читать текст  вслух и помочь детям с дислексией с чтения.

6. Программы для чтения с помощью игр:

* «Reading Eggs» - онлайн-приложение, которое предлагает игры для чтения и обучения чтению.

* «Starfall» - онлайн-приложение, которое предлагает игры для чтения и обучения чтению.

Важно помнить, что использование таких технологий и программ не заменяет традиционные методы обучения чтения, а всего лишь помогает детям с дислексией улучшить свои навыки чтения и общую успеваемость.

Бинауральные технологии - это методы, основанные на использовании слуха и слуховых навыков для улучшения языковых навыков. Использование бинауральных технологий может помочь детям с дислексией улучшить фонетическую грамотность и лексическую грамотность.

Бинауральные технологии работают на основе следующих принципов:

1. Сynchronized Auditory Input: дети с дислексией часто имеют трудности с синхронизацией слуховых сигналов, что может привести к трудностям с пониманием и чтением. Бинауральные технологии помогают улучшить синхронизацию слуховых сигналов, что, в свою очередь, может улучшить понимание и чтение.

2. Auditory Integration: бинауральные технологии помогают интегрировать слуховые сигналы, что может улучшить слух и языковые навыки.

3. Brain Plasticity: бинауральные технологии могут помочь улучшить пластичность мозга, что позволяет детям с дислексией адаптироваться к новым языковым навыкам.

Методы бинауральных технологий, которые могут помочь детям с дислексией улучшить фонетическую грамотность и лексическую грамотность:

1. Бинауральные упражнения: такие как listening exercises, где ребенок слушает и повторяет фонетические звуки, а также упражнения на синхронизацию слуховых сигналов.

2. Auditory Integration Training (AIT): программа, которая помогает интегрировать слуховые сигналы и улучшить слух.

3. Music and Rhymes: использование музыки и рифмованных текстов для улучшения фонетических навыков и лексической грамотности.

4. Language Games: игры, которые помогают улучшить языковые навыки, такие как crossword puzzles, word searches, и другие.

5. Binaural Beats: использование бинауральных пульсаций, которые могут помочь улучшить слух и языковые навыки.

Бинауральные ритмы  (Binaural Beats) - это психологический феномен, который используется для достижения различных состояний сознания, таких как медитация, релаксация, сон и другие.

Бинауральные ритмы создают с помощью воспроизведения двух звуков с различной частотой в ушах человека. Когда эти звуки достигают мозга, они интерпретируются как один звук с частотой, равной разнице между двумя звуками. Это создает эффект, известный как бинауральный звук.

Частота бинаурального звука может быть соответствующей различным состояниям сознания, таким как:

* ALPHA-ритмы (8-12 Гц): медитация, релаксация, засыпание

* BETA-ритмы (13-30 Гц): концентрация, фокус, внимание

* DELTA-ритмы (0,5-4 Гц): засыпание, глубокий сон

* THETA-ритмы (4-8 Гц): медитация, лёгкое засыпание

Бинауральные биты могут использоваться для лечения различных психологических расстройств, таких как депрессия, тревога, бессонница, а также для улучшения когнитивных функций и общего состояния здоровья.

Бинауральные технологии могут помочь детям с дислексией улучшить фонетическую грамотность и лексическую грамотность, улучшить слух и языковые навыки, а также повысить уверенность в себе при чтении и письме.

Заключение

Обучение чтению на иностранном языке для детей с дислексией - это вызов, но с использованием специальных стратегий и подходов, ребенок может научиться читать на иностранном языке. Педагогам необходимо разработать индивидуальный план обучения, учитывая потребности ребенка, использовать технологии, упражнения на развитие фонетической грамотности, бинауральные технологии и создавать положительную атмосферу в классе.

 


Автор(ы): Языкова Лариса Анатольевна
Приложения: