Особенности профессиональной деятельности
педагога-организатора в дополнительном образовании
на примере Государственного бюджетного
нетипового образовательного учреждения 
«Академия талантов» Санкт-Петербурга

Шураева Александра Юрьевна

Профессия педагог-организатор - яркая, многозадачная, ответственная, познавательная, эмоциональная и запоминающаяся. Она по праву считается одной из самых интересных профессий в системе дополнительного образования. В наши дни, сложно представить хоть одно учреждение образования или культуры без педагога-организатора. Это специалист, который выполняет множество функций, и его работа требует творческого подхода, умения мыслить нестандартно, быстро принимать решения и проявлять инициативу. Чтобы успешно справляться с этими задачами, необходимо хорошо разбираться в особенностях данной профессии. Чтобы дать более точное понятие, данной профессии обратимся к определению, которое дает Б.М. Бим-Бад.

Педагог-организатор — специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях, и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям. Проводит массовые мероприятия (вечера, праздники, олимпиады и пр.), организует отдых детей в каникулярное время. Педагог-организатор содействует развитию личности учащихся и создаёт условия для занятий творческой деятельностью. Педагог-организатор привлекает к воспитательной работе с учащимися учреждения культуры и спорта, общественные организации[1].

Педагог-организатор помогает обучающимся не только раскрыть свой творческий потенциал, но и развить социальные навыки. Важно отметить, что работа педагога-организатора требует не только профессиональных знаний и навыков, но и таких качеств, как эмпатия, терпение, гибкость и умение находить подход к каждому ребёнку. Только так можно создать доверительную атмосферу и помочь воспитанникам сделать правильный выбор.

В процессе подготовки мероприятий педагогу-организатору необходимо оценивать предполагаемые результаты. Какие новые навыки обретет участник конкурса или интеллектуального турнира. Какие страхи может побороть воспитанник, принимая участия в образовательных проектных программах.  В этом случае необходимо создать условия для достижения широкого спектра образовательных результатов обучающихся.

Педагогическая деятельность опирается на современные нормативные документы.  Для начала обратимся к концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [2].

В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо:

·        содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации;

·        создать условия для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства;

·        обеспечить обновление содержания программ художественной направленности и развитие инфраструктуры дополнительного образования в том числе с применением цифровых технологий,

современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов.

В рамках реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств необходимо создать условия:

·        Для развития индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности, их профессиональной ориентации;

·        Для устойчивого развития и обновления инфраструктуры системы непрерывного художественного образования, сохранения традиций классического искусства и народного творчества в соответствии с приоритетами Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.

Опираясь на данные документы, педагог-организатор создает вектор своей профессиональной деятельности, который помогает обучающимся выстроить понятную траекторию, в том профиле образовательной деятельности, которая будет близка к выбору желанной профессии.

Деятельность педагога-организатора в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Академии талантов» (далее Академия талантов) имеет свои особенности. Так в государственном нетиповом образовательном учреждении Академия талантов создано большое разнообразие форматов мероприятий для учеников Санкт-Петербурга и регионов Российской Федерации. Академия талантов является партнером ведущих высших учебных заведений Санкт-Петербурга, среди них: Политехнический университет Петра Великого, Университет ИТМО, Алфёровский университет, ВОЕНМЕХ, Педагогический университет имени Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова, Институт генетических ресурсов растений имени Вавилова, Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова и Федерация спортивного ориентирования Санкт-Петербурга – партнеры, вместе с которыми Академия талантов создает образовательные события и проекты. У воспитанников Академии талантов множество возможностей проявить себя как личность и разобраться, какая сфера деятельности более интересна для выбора будущей профессии.

С 2018 года стратегическим партнером Академии талантов стал образовательный центр «Сириус». В рамках сотрудничества выстраивается работа по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». Совместные образовательные программы, также направлены на профессиональное самоопределение подрастающего поколения по разным направлениям, например: «Основы многослойной акварельной живописи», «Музыкально исполнительское искусство», «Информатика. Регионы», «Основы анималистической скульптуры», «Открытая международная астрономическая олимпиада».

Особенностью профессиональной деятельности педагога-организатора является работа в команде. В Академии талантов трудятся более двадцати педагогов-организаторов по разным направлениям деятельности. Заинтересованные воспитанники, желающие понять, в каком направлении им развиваться, могут посетить разные образовательные программы, попробовать проявить себя конкурсах, съездить на профильную смену.

Посетив в Академии талантов мероприятия разной направленности, ребята получают знания, опыт и достигают свои новые вершины. Эти результаты могут быть небольшими, но очень важными для определения вектора, в котором хочет развиваться ребенок. В тоже время на каждом из направлений будет получена поддержка от педагога-организатора, проведен анализ деятельности, реализованной воспитанниками и оказана помощь в постановке новых целей для профессионального самоопределения.

Для достижения указанных выше целей, педагогу-организатору необходимо для комплексного понимания, изучения и анализа различных навыков обучающихся, рассматривать свою деятельность, как совокупность отдельных функций, которые представляют собой основные направления работы.  В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н, определены трудовые функции педагога-организатора: организационно-управленческая, гуманистическая, воспитательная, гражданско-патриотическая, диагностическая. 

1.     Организационно-управленческая функция – основная функция в работе педагога -организатора. Включает в себя постановку целей, задач, планирование и анализ деятельности. Основная задача — это проектирование организационной работы.

Финальная задача данной функции в работе педагога-организатора заключается в получении обратной связи от участников мероприятий.

В основном это положительные отзывы о раскрепощении участников. Например, после закрытия Всероссийского фестиваля детских талантов, с международным участием «Рождественские звезды», организатором которого является Академия талантов, педагогами-организаторами была проанализирована обратная связь от участников конкурса, занявших призовые места. Основной посыл заключался в том, что после конкурса участники чувствуют себя более уверенными, как артисты, хотят свою жизнь связать с музыкой и продолжать развиваться в данной сфере. Кто-то проработал свой страх публичных выступлений, а кто-то реализовал свой навык на высшем уровне, который тренировал долгое время. И для каждого участника – это новый опыт и маленькая победа.

2.     Гуманистическая функция - является одной из основных в работе педагога-организатора. Она позволяет ему создать условия для гармоничного развития личности ребёнка и его успешной социализации. Педагог-организатор реализует эту функцию путем проведения образовательных проектных программ, где каждый участник может попробовать себя в роли лидера и исполнителя. В проектной программе «Профессии будущего» каждый участник узнает о разнообразии профессий, и может попробовать примерить на себя роль того или иного деятеля. В процессе проектной программы участник получает новый опыт публичных выступлений, который обязательно пригодится ему в школе на занятиях. Гуманистическая функция также включает в себя популяризацию здорового образа жизни. И чтобы реализовать эту функцию нашей командой организаторов был разработан городской интеллектуальный турнир по теме здорового образа жизни.

3.     Воспитательная функция педагога-организатора заключается в формировании у детей и подростков социально значимых качеств, активной гражданской позиции, нравственности и общей культуры. Педагог-организатор помогает детям развивать навыки общения, работы в команде, лидерские качества и творческие способности. В 2023 году в рамках реализации воспитательной функции командой педагогов-организаторов Академии талантов организован сезон городских интеллектуальных турниров «Битва Атлантов». По окончании сезона интеллектуальных турниров участники проявили желание и подали заявки на участие в следующем сезоне, в новом учебном году. Цель турниров заключалась в том, чтобы обучающие развивали способности нестандартного мышления, раскрывали интеллектуально-творческий потенциал, развивали навыки командной работы. Турнир объединил школьников, расставил роли в команде и каждый чувствовал себя частью чего-то важного и целого.

4.     Гражданско-патриотическая функция педагога-организатора заключается в формировании у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому и культурному наследию своей страны. Педагог-организатор может реализовывать эту функцию через мероприятия и проекты, направленные на:

  • изучение истории и культуры России;
  • воспитание уважения к государственным символам (флагу, гербу, гимну);
  • формирование активной гражданской позиции;
  • развитие интереса к общественной жизни;
  • организацию встреч с ветеранами, представителями различных профессий и т. д.

В течение года в Академии талантов педагоги-организаторы проводят познавательные программы. Например, программы в формате исторических экскурсий по Каменноостровскому дворцу, позволяющих узнать о его великом прошлом и настоящем. Педагогам-организаторам, очень важно, чтобы обучающиеся знали исторические факты об истории дворца, разбирались в особенностях его архитектуры, ценили наследие живописного искусства.

Много внимания уделяется проведению патриотических мероприятий, особенно связанных с блокадой Ленинграда, важном и значимом событии не только в истории города, но и истории нашей страны.

5.     Диагностическая функция педагога-организатора заключается в изучении индивидуальных особенностей личности и коллектива учащихся, а также выявлении уровня их развития и воспитания. На мероприятиях Академии талантов всегда присутствуют представители отдела пресс-службы. После окончания мероприятий они берут у участников или зрителей интервью, который является живым форматом обратной связи о прошедшем мероприятии. Просмотрев ролик о проделанной работе и получив обратную связь, педагог-организатор может проанализировать свою деятельность и сделать себе акценты на те моменты, которые еще нужно доработать. А также от самых благодарных зрителей, еще в течении месяца приходит положительная обратная связь, которая вдохновляет нас на покорение новых вершин и создание уникальных проектов для школьников нашего города.

В заключении хочется отметить, что педагог-организатор Академии талантов строит свою деятельность в соответствии с функциями, указанными в нормативных документах. Работа педагога-организатора многогранна и включает в себя множество аспектов: от организации досуга и внеклассных мероприятий до проведения профориентационных занятий и консультаций. Также, именно в Академии талантов педагог-организатор помогает детям понять свои интересы, способности и ценности, а также знакомит их с различными возможностями для самореализации. Задача непросто задать вектор деятельности, а познакомить воспитанников с разнообразием профессий, вдохновить и поддержать на первых начинаниях.

Список литературы:

1.     Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002. С. 193-194

2.      Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. — М., 2022. С. 14

3.      Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. N 53н

4.      Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. — М.: Академия, 2004.

5.      Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов., Л. М. Лузина. — М.: Сфера, 2003.

6.      Пряжников Н. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники». / Н. Пряжников. — М.: ВАКО, 2005.

7.      Голомшток О. «Выбор профессии и воспитание личности школьника». / О. Голомшток. — М.: Просвещение, 1979.

8.      Лебединцева Л. А. «Социология профессий» / Л. А. Лебединцева. — М.: Юрайт, 2019.

9.      Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учеб. пособие. / Л.,  Шеховцова, О. Шеховцов. — СПб.: Феникс, 2006.


Автор(ы): Шураева Александра Юрьевна
Приложения:
66d9be22def5d_Statia_na_sait_Shuraeva_Alexandra_Uryevna.docx