Профилактика оптической дисграфии у детей
старшего дошкольного возраста
Иванова Ирина Анатольевна
Одной из главных причин плохой успеваемости в школе является дисграфия как нарушение письма, проявляющееся в специфических ошибках . Выделяют несколько видов дисграфии, но чаще всего встречается смешанная дисграфия.
Высокий риск нарушений письменной речи наблюдается у детей с ОНР, у которых отмечается низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, а также недостаточное развитие пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.
Недостаточное развитие этих компонентов в дошкольном возрасте может приводить к оптической дисграфии в школе. В большей мере оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространтивенно-временных представлений).
Она проявляется в заменах и искажениях букв на письме( чаще заменяются графически сходные буквы), в недописывании элементов букв, добавлении лишних элементов, неправильном расположении элементов букв по отношению друг к другу, пропусках, перестановках , несоразмерности букв несоблюдение строки и наклона.
К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо.В дошкольном возрасте такие дети могут заменять и искажать графически сходные буквы.Этот вид нарушения письма не связан с состоянием устной речи. Ребенок не видит разницы в начертании этих оптически сходных букв. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие зрительного восприятия и внимания, моторики приводит к негативному отношению к учебе, тревожных состояний ребенка в школе.
В чем же заключается профилактика оптической дисграфии?
Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то именно посредством ее может быть осуществлена профилактика нарушений пространственных представлений, внимания, памяти, моторики.
В старшей группе рекомендуется проводить занятия по грамоте, куда включаются задания на
узнавание букв, изображенных с недостающим элементом;
нахождение правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных слов;
Нахождение наложенных букв друг на друга.
Профилактика развития оптической дисграфии должна быть направлена , в первую очередь, на коррекцию нарушений зрительно-пространственных представлений, а также на развитие зрительного анализа и синтеза, работу над пространственными предлогами и т.д.
Упражнения на развитие координированной работы кистей обеих рук(«Кулак-ладонь»),развития координации слова и движения, ритма движений.
Упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания и памяти :умения группировать предметы по форме и величине, составлять целое из частей : «Разрезные картинки», «Найди букву», «Чего не хватает?», «Разложи фигуры», «Найди одинаковые облака» и т.д.
«Подбери форму»
Ребѐнку показывают изображение предметов и геометрических фигур. Необходимо соединить каждую картинку с фигурой, которую она напоминает. Например: яблоко - это круг, морковь - это треугольник и т.д
Задания на формирование буквенного восприятия и узнавания
Формирование буквенного гнозиса -это запоминание буквы с помощью различных анализаторов: выкладывание их из палочек, мозаики, пуговиц, шнуровок, обведение контуров букв, рисование красками и карандашами, угадывание на ощупь, по написанию в воздухе и на ладони, находить правильные буквы, зачеркивать неправильные буквы и т.д.
Здесь будет уместно задание "Корриктурная проба": Среди внешне похожих букв необходимо найти заданную букву и обвести ее , либо в тексте находить заданную букву и зачеркивать только ее.
Формирование пространственного восприятия «Сзади - спереди», «право-лево», «Путаница»…
«Слева - справа»
Перед ребенком карточка с картинками. Логопед : «Что находится слева от домика? Что нарисовано под деревом? Что ты видишь справа от стола? Что находится между скамейкой и снежинкой? Кто прыгает вверх, а кто – вниз? Кто повернулся налево, а кто – направо? т.д.». Ребенку необходимо ответить на вопросы.
Развитие ориентировки в местоположении предметов : «Где стоит машина», «Сосчитай пуговицы», «Моя рука, твоя рука»
Двигательные схемы и диктанты : «Куда указывает стрелка», «Поставь фишку на клетку».
"Узнавание букв в усложненных условиях"
Контурные изображения предметов, замаскированные предметы, предметы, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения, зашумленные картинки, недорисованные предметы,
Автор(ы): Иванова Ирина Анатольевна
Приложения: