Как работает голос. Физика и анатомия извлечения звука.
Правила управлением голоса
Арефьева Алиса Игоревна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ СОШ 47 с углубленным изучением
отдельных предметов имени Д.С. Лихачева
Аннотация: Работа над речью и управлением голосом — это важные навыки, которые могут значительно улучшить ваше общение.
Ключевые слова: Голос, речь, звук, речевые навыки, ораторское мастерство
Чтобы эффективно работать над развитием голоса и речи, необходимо понимать, что такое вообще звук, голос и речь.
Первая задача – разобраться, что такое звук, голос и речь с точки зрения физики и анатомии. Чтобы добиться положительного результата, нужно понимать оба аспекта. Знание анатомии поможет научиться управлять голосом, а понимание физических основ звука – визуализировать результат занятий и контролировать правильное звукоизвлечение. Начнем с того, что такое звук и голос с точки зрения физики. Звук – физическое явление, представляющее собой распространение механических волновых колебаний.
С точки зрения физики звук имеет три свойства:
высота;
сила;
звуковой спектр.
Высота зависит от частоты колебаний. Колебания происходят с определенной периодичностью и измеряются в герцах. Герц – это единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц.
Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.
Звуковой спектр – это совокупность добавочных колебаний или обертонов, возникающих вместе с основной частотой. Это особенно четко можно наблюдать в музыке или пении.
Голос – это результат работы голосового аппарата и органов звукоизвлечения (об их строении с точки зрения анатомии мы поговорим позже).
Что такое звук и голос с точки зрения анатомии:
Голос – это звук, возникающий с помощью выдыхаемого воздуха, колебания голосовых связок и резонирования. При этом голосовые складки (или связки – мы будем использовать оба термина) участвуют лишь в тонком управлении голосом, а основную работу выполняет воздушный поток и резонанс.
Звукоизвлечение – как происходит:
- Звук образуется за счет потока воздуха, выдыхаемого из легких.
- Струя воздуха приводит в движение голосовые складки.
- Высота голоса предопределяется длиной и натяжением связок. Чем сильнее натяжение, тем выше голос. Чем длиннее голосовые связки, тем ниже голос.
- Сила голоса предопределяется плотностью смыкания связок и давлением воздуха.
- Степень натяжения голосовых связок меняется при сокращении внутренних мышц гортани.
- Голосовые связки прикреплены к черпаловидным хрящам и к щитовидным хрящам, смещение которых предопределяет положение связок.
- При помощи языка, губ, мягкого и твердого неба создается та или иная форма ротовой полости, которая предопределяет получение того или иного звука.
Мы подошли вплотную к разнице между образованием голоса и образованием речи. В начале мы выяснили, что голос – это более широкое понятие, чем речь. Голос без речи возможен – например, крик, стон, плач, а вот речь без голоса невозможна никак.
В образовании речи большую роль играет положение языка, губ, мягкого и твердого неба. С их помощью мы создаем ту или иную форму ротовой полости. Та или иная форма ротовой полости позволяет направить поток воздуха в ту или иную сторону, чем и предопределяется разница звуков, получаемых при разном положении языка, губ, мягкого и твердого неба.
Теперь пару слов о том, куда направлять поток воздуха. По умолчанию поток воздуха направляется в резонаторы – полости внутри организма, отражаясь внутри которых, он превращается в звук. Основными резонаторами для человеческого голоса являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея. Также резонировать способны придаточные пазухи, теменная кость, прочие полости внутри черепа.
Этим, кстати, объясняется, почему мы слышим собственный голос иначе, чем слушающие нас люди. Мы воспринимаем волновые колебания от черепа и прочих резонирующих полостей, которые проходят через наш организм. Таким образом, мы воспринимаем голос, который издаем, не только посредством слуха. А все наши слушатели воспринимают наш голос исключительно через свой слух. Поэтому, если мы хотим узнать, как слышат наш голос окружающие, нужно сделать аудиозапись – например, на диктофон в смартфоне.
Управление голосом – один из самых важных аспектов выступления. Свой голос можно использовать по-разному: "греметь", говорить вкрадчиво, шептать и так далее. Голос можно требовать, объявлять, утверждать, заявлять. Для вашей аудитории, голос способен показать, верите ли вы в то, что сами говорите. Управление голосом - способен нам дать максимальное воздействие на аудиторию. То, как звучит ваш голос, позволяет аудитории сделать вывод о вашем отношении к ним, к мыслям, идеям, которые вы излагаете. По голосу, слушатели смогут оценить вашу убедительность и воспринять ваши идеи наиболее успешно.
Таким образом, можно констатировать, хороший оратор - должен уметь управлять своим голосом и использовать его максимально эффективно.
4 правила управления голосом:
1. Сменяйте темп и ритм речи
Ритм – это последовательность звуков, которые вы производите. Темп – это быстрота вашей речи. Используйте ритм, чтобы передать значение. Замедлите темп, чтобы подчеркнуть определенные идеи. Ускорьте темп, чтобы выразить волнение или пошутить. Сделайте паузу, чтобы подчеркнуть важные пункты или дать время слушателям, чтобы понять сложную идею. Также делайте паузу, когда собираетесь переходить к следующей идее.
2. Регулируйте громкость вашего голоса
Меняйте громкость, чтобы препятствовать тому, чтобы ваш голос стал монотонным. Всегда говорите достаточно громко, чтобы все могли вас услышать. Если выступаете перед многочисленной аудиторией, говорите немного громче, даже если используете микрофон.
3. Установите оптимальную высоту голоса
Высота – это частота звуковых волн, которые вы производите. Вы можете производить высокие или низкие звуки. Принимайте во внимание этот аспект управления голосом и научитесь совершенствовать его, фраза за фразой. Вопросы, например, должны завершаться на более высокой ноте. Утверждения, наоборот, должны произноситься нейтральным или немного более низким тоном. Завершение утверждений на высокой ноте может вызвать сомнение в том, что вы уверены в своих словах. Экспериментируйте с высотой голоса в течении вашего выступления, чтобы усилить эффект от своей речи.
4. Контролируйте тембр
Тембр – это эмоциональная окраска вашего голоса. Это – отношение, которое скрывается за словами и фразами. Слушатели чувствуют, какую позицию занимает оратор, и, на основе этого ощущения, делают выводы о нем. Используйте тембр, чтобы подчеркнуть свою идею, выразить эмоцию или определенное отношение. Выберите слова и фразы, которые подтвердят вашу позицию. Меняйте эмоциональную экспрессию, чтобы подчеркнуть смысл.
Тон голоса – это эмоциональная окраска голоса. Он задается разными методами: смена громкости, темпа, высоты.
Заключение
Голос - это такой же инструмент создания образа, как одежда и аксессуары. Поставленный голос может стать не менее выгодной инвестицией для современного бизнесмена, чем дорогие часы или костюмы от Бриони. Осознанная работа над голосом и использование всех его возможностей — это гораздо более продуктивный ресурс, особенно для людей, находящихся в управляющей позиции.
Список использованной литературы
1. Грибова, О.П. Основы словесного действия: рекомендации по организации занятий сценической речью (словесное действие в искусстве художественного слова) и составлению литературной композиции : [12+] / О.П. Грибова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 87 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575692
2. Захаров, А.И. Работа над голосом с вокалистами на занятиях по сценической речи : учебное пособие / А.И. Захаров ; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, Кафедра музыкального театра. – Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (ННГК), 2013. – 32 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312238
3. Колесников, В.Н. Благородные стихи и сказки для сценического исполнения: пособие для занятий по художественному слову / В.Н. Колесников ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. – 248 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469865
4. Логика речи в сценическом искусстве : учебное пособие для бакалавров / авт.-сост. Л.В. Иванова ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры». – 2-е изд. – Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. – 68 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439360
5. Сценическая речь : учебно-методический комплекс / авт.-сост. В.В. Чепурина, Л.Д. Култаева ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств и др. – Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2014. – 76 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275520
Автор(ы): Арефьева Алиса Игоревна
Приложения:
671281b3181f6_Как_работает_голос.docx