Консультация для родителей
Родительский авторитет: зачем он нужен?
Лебедева Татьяна Витальевна
Современные родители сталкиваются с множеством противоречивых мнений о том, как воспитывать детей. С одной стороны, нам говорят о важности уважения личности ребенка, о необходимости дать ему свободу выбора и самостоятельности. С другой - мы слышим о необходимости дисциплины, о том, что дети должны слушаться родителей.
Именно здесь возникает вопрос о родительском авторитете: как найти баланс между уважением личности ребенка и необходимостью его воспитания?
Зачем нужен родительский авторитет?
Родительский авторитет — это не про силу и подавление, а про уважение, доверие и ответственность. Это не значит, что ребенок должен беспрекословно подчиняться.
Настоящий авторитет строится на основе взаимного уважения, любви и понимания.
Основные функции родительского авторитета:
* Обеспечение безопасности:
Родительский авторитет нужен для того, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и уверенным в том, что его родители всегда рядом, чтобы помочь и защитить.
* Формирование моральных ценностей: Родители - главные образцы для подражания. Благодаря авторитету, ребенок усваивает ценности, правила поведения, учится различать добро и зло, разбираться в том, что такое хорошо, а что такое плохо.
* Развитие самостоятельности:
Родительский авторитет помогает ребенку научиться принимать решения, браться за ответственность за свои поступки, делать выбор, и идти своим путем, опираясь на ценности, полученные в семье.
* Создание стабильности: В мире, полном хаоса и перемен, родительский авторитет дает ребенку чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
* Помощь в преодолении трудностей: Родители, обладающие авторитетом, могут помочь ребенку справиться с сложными жизненными ситуациями, поддержать его в трудную минуту, дать совет, и направлять на правильный путь.
Как построить родительский авторитет?
* Будьте последовательны: Дети очень чувствительны к противоречиям. Если вы сегодня разрешили ребенку что-то, а завтра запретили, он будет дезориентирован и не понимать, как ему себя вести
* Уважайте своего ребенка: Ставьте себя на место ребенка, попробуйте понять его точку зрения, ищите компромиссы.
* Будьте честны: если вы говорите, что сделаете что-то, сделайте это. Не обещайте того, чего не можете выполнить.
* Будьте примером: Дети копируют поведение родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок был честным, будьте честны сами. Если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, будьте добры сами.
* Развивайте доверительные отношения: Общайтесь с ребенком, интересуйтесь его жизнью, поддерживайте его увлечения.
* Не бойтесь признавать свои ошибки: это покажет ребенку, что вы тоже человек, и что вы готовы учиться на своих ошибках.
* Хвалите и поддерживайте ребенка: Это поможет ему чувствовать себя уверенным в себе, и мотивирует его к достижениям.
Родители должны понимать, что ответственные взрослые – это они!
Это значит, что взрослые с детьми не спорят (спор может быть между капитанами или между членами команды, но не между капитаном и кем-то из команды). Безусловно, это не означает, что между детьми и родителями не может быть диалога, наоборот, он обязателен – но диалог — это не спор.
Также мы на детей не обижаемся. Когда взрослый обижается на ребенка, он становится не капитаном, а обиженным юнгой, которого заставили дежурить в неурочное время. Диалог в таком состоянии невозможен. Если мы обижены, то мы захотим ответить обидчику, отомстить ему или просто надуться и пойти поплакать, даже если это наш собственный ребенок (да, когда мы обижаемся, мы эмоционально возвращаемся в свое детское состояние и не можем реагировать соответственно своему нынешнему возрасту, статусу и опыту).
Родители должны понимают и учитывают потребности ребенка!
Потребности – это не "я хочу / не хочу», а то, что ребенку необходимо. Мы довольно неплохо знаем, что им нужно есть, когда спать, что надеть. При этом в их эмоциональных потребностях мы разбираемся не очень-то (и понятно, почему - в детстве нас самих не научили разговаривать о чувствах). Для того чтобы их понимать, есть две возможные стратегии: или вспомнить себя ребенком и попытаться влезть в их шкуру в конкретной ситуации, или представить себе себя в аналогичной, но уже взрослой ситуации. Вариант один: вспомнить себя в детстве. Вот приходит к ребёнку в гости друг и хочет играть во все его игрушки. А ваш (жадина) делиться не желает. Он не знает, чего ожидать от гостя – тот ведь может забрать любимую игрушку домой или, чего доброго, сломать! И вообще, чего он здесь все трогает – это же моя территория. Кстати, это очень важно для ребёнка – уметь отстаивать свои личные границы. Так что мы ему спокойно говорим: "Солнышко, я понимаю, что тебе трудно делиться своими игрушками и ты боишься. Во-первых, друг обязательно вернёт тебе твою машинку после того, как поиграет с ней немного. И давай попросим его быть с ней аккуратным и не бросать на пол. И знаешь, когда приходят гости, мы же их угощаем чаем? Так вот, ты как будто немного угощаешь гостя твоими игрушками". Чувствуете разницу?
Вариант два: Перед тем, как сказать ему "отдай игрушку, надо делиться", вы пытаетесь представить себе своего приятеля, который пришёл в гости и просит покататься на вашей новой машине несколько дней. Представили свою реакцию? Захотите, чтобы вам кто-то сказал «чего ты жадничаешь, надо же делиться»? Важно помнить:
* Авторитет не достигается силой, он завоёвывается уважением, доверием и любви.
* Авторитет - это не что-то неизменное, он должен развиваться вместе с ребёнком.
"Помните, что родительский авторитет – это не жесткая власть, а прочный фундамент для здоровых отношений с вашим ребенком. Стройте его с любовью, уважением и пониманием, и вы увидите, как ваш ребенок вырастает счастливым, уверенным в себе и готовым к жизни. Не ждите, пока ваш ребенок подрастет, чтобы начать этот процесс. Начинайте прямо сейчас, показывая ему пример, проявляя любовь и заботу, и вы увидите, как ваш ребенок растет уверенным в себе и счастливым."Родительский авторитет - это важный инструмент воспитания, который может помочь вашему ребёнку стать уверенным в себе, счастливым и успешным человеком.
Автор(ы): Лебедева Татьяна Витальевна
Приложения: