Как найти общий язык с классом

Сакович Мария Сергеевна

Базовая цель поведения ученика –  «чувствовать свою важность и значимость». Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью».

Социально-психологический микроклимат в классе, в котором я была назначена классным руководителем в 2020 году, менялся на протяжении всего года. Класс у меня был 8 заочный _ это три дня обучения в школе. По совместительству вела у них уроки английского языка - 1 час в неделю. В начале года 8 класса отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров, ведь класс был набран из новых учеников разных школ. Затем дети стали более терпимы друг кругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.

С чего же я начала свою работу?

Были поставлены следующие задачи:

  • В новом учебном году необходимо наладить взаимоотношения с родителями.
  • Необходимо  посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании.
  • Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
  • Продолжить работу по реализации программы здоровье сбережения обучающихся.
  •  Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
  •  Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самообучению и самоанализу.
  • Формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
  • Создавать условия для формирования сознательного отношения к учению, развития познавательных интересов учащихся.

    Для реализации этих задач, прежде всего, нужно было добиться доверительных отношений детей. Индивидуальное общение классного руководителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Я проводила беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке о самом сокровенном, отдельно с девочками, с мальчиками, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми. Постепенно дети ко мне стали привыкать, доверять, обращаться с просьбой. 

Прошло несколько лет: кто-то ушел, кто-то пришел к нам в класс.  Дети повзрослели. Теперь с улыбкой вспоминаем, какими она были " ежиками", когда поступили в школу. Пришлось приложить не мало усилий для сплочения коллектива. 

  • Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки.
  • Соотнесите успех ученика с его усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, - это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».
  • От классного руководителя требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классные руководители должны помочь поддерживать инициативу детей. Самое главное – классный руководитель должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
  • Крайне важно в построении здорового и сплоченного классного коллектива с детьми группы риска - присутствие личности педагога. Кроме учебного материала, подростки, как губка, впитывают отношение классного руководителя к происходящему в классе. Не бойтесь делиться тем, что вы думаете и чувствуете, когда происходит какое-то событие в классе, например: «Мне не нравится…», «Мне страшно…», «Я уважаю…» и т. д. Подростки могут быть сотрудничающими и более отзывчивыми, если знают о том, что с вами происходит.

    Необходимо понять, что классный руководитель в школе ОБЯЗАН обладать эмпатией, общительностью, внимательностью, добротой, обладать чувством юмора и быть оптимистичным.

    Дети уважают педагога, который:
    • Держит слово, точно выполняет обещанное
    • Мастер своего дела
    • Энергичен, организовывает увлекательные дела
    • Личность, умен, остроумен
    • Понимает школьников
    • Внимателен к детям и тактичен

    Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие проблемы, переходят в группу риска! Только системная и грамотная совместная работа классного руководителя, учителей-предметников, психолога, советника по воспитанию, заместителя директора по ВР приводит к эффективному результату!

Автор(ы): Сакович Мария Сергеевна
Приложения: