Особенности работы с учащимися с ОВЗ на уроках математики

Колескина Светлана Игоревна

Детей с ОВЗ можно разделить на следующие категории.

Дети, с нарушениями:

- слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);

- зрения (слабовидящие, слепые);

- речи (разные степени);

- интеллекта;

- задержкой психоречевого развития (ЗПР);

- опорно-двигательного аппарата;

- эмоционально-волевой сферы.

    В последнее время в учебных заведениях увеличилось количество детей  с ограниченными возможностями здоровья. В нашем центре из категории учащихся с ОВЗ большую часть составляют дети  с проблемами в эмоционально волевой сфере, так-же есть учащиеся с нарушениями слуха, речи и опорно-двигательного аппарата.   В нашем учебном заведении есть  учащиеся надомной формы обучения. С этими детьми учителя занимаются индивидуально, учитель проводит с ними уроки один на один, при этом можно учитывать особенности каждого ребенка, темп его работы, ведущие виды памяти, пробелы в знаниях.

  На индивидуальных уроках математики, учителями применяются следующие методы :

1)     Элементы дистанционного обучения для организации часов самостоятельной работы

 При применении икт технологий главная цель учителя создать условия для повышения мотивации у ученика к выполнению самостоятельной работы, подобрать материал, который сделает эту работу эффективной.

2)     Создание опорных конспектов  и алгоритмов, схем

3)     Предотвращение наступления утомления, используя для этого используются разнообразные средства (чередование умственной практической деятельности,

преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

4)     Игровые (тесты , кроссворды, кроссворды...)

В общеобразовательных классах  у нас так же, есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в связи с этим  возникают проблемы и трудности инклюзивного образования

1)     Коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ

2)     Педагоги испытывают трудности при реализации методов обучения с разными категориями детей одновременно

3)     Многие родители не хотят, чтобы их дети ходили в один класс с «особенным» ребенком

4)     Не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, без создания для них дополнительных условий.

       Как учителя и классные руководители мы сталкиваемся со всеми перечисленными проблемами. Для их решения мы используем следующие методы

1)     Создание опорных конспектов  и алгоритмов. Часть учащихся класса получают задание выполнить конспект самостоятельно. Учащимся с проблемами опорно- двигательного аппарата предлагается следующий вид работы:  например заполнить пропуски, вставить  слово, формулу, восстановить порядок алгоритма. Подбор дифференцированных  заданий  определенного уровня.

2)     Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3)     Повышение мотивации.

4)  Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

5)     Чередование методов работы: Словесные (рассказ; объяснение; беседа; дискуссия; лекция; работа с учебником: конспектирование, составление плана).

   Наглядные: (иллюстративные методы: использование карт, плакатов, схем, картин зарисовок и т.д.). Демонстрационные методы: (демонстрация приборов, опытов, презентаций, кинофильмов) . Практические: Упражнения (устные, письменные, графические, по содержанию: алгоритмические, полу алгоритмические; эвристические);

 Практические и самостоятельные работы; Работа с тренажерами. Частично-поисковые: (задания на поиск ошибок; беседа; составление плана.)

При работе с гиперактивными  детьми эффективны  задания на получение быстрого и конкретного результата, дробление учебного материала на мелкие блоки, за каждый из которых можно получить поощрение ( баллы, жетоны, смайлики  в зависимости от возрастной категории)

Возможность их накопить и получить оценку, проанализировать какой вид деятельности принес большее количество баллов

Возможность выбора решать много простых заданий и копить баллы или сделать сложное на большее количество баллов.


Автор(ы): КОЛЕСКИНА СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА
Приложения: