Сущность методики для экстренной саморегуляции
предсоревновательных состояний

Уманский Алексей Андреевич

Как приблизить и перевести разнородные теории, методологические подходы, общие и частные концепции, неохватный инструментарий к реальной конкретной практике? Как свести их в точке реализации конкретных потребностей и возможностей конкретного спортсмена при конкретных обстоятельствах подготовки и конкретных условиях соревнований? Как в нужный момент спортсмену обойтись без психолога, когда его просто нет, когда он занят другой работой или другими спортсменами или когда спортсмен уже находится в зоне соревновательной деятельности, и доступ туда кому-то бы ни было запрещен правилами соревнований.

При этих обстоятельствах напрашивается решение — помоги себе сам. Но для самопомощи необходимо обладать некоторой спортивно-психологической компетентностью (знаю-умею-могу). Что надо бы спортсмену знать-уметь-мочь, чтобы самому определить, что с ним происходит, как это способствует или препятствует достижению цели, и что с этим делать в том или ином случае? Какой минимум экспресс-методов из сотни возможных психотехник самоуправления психическими феноменами является наиболее доступным и эффективным, — как для спортсменов, так и для спортивных школ, так и для психологов? Надеемся, что вскоре запрос на психологию в детско-юношеском спорте возрастет, возрастет кадровое сообщество психологов, возрастут организационно-экономические возможности школ…

В самом общем виде, с точки зрения эффективности соревновательной деятельности психологические свойства, состояния, отношения и действия спортсменов могут быть:

         Конструктивными и продуктивными, то есть адекватными для осуществления деятельности и способствующими реализации его действительных возможностей;

   Дефицитарными, то есть необходимыми, но недостаточно выраженными или вовсе отсутствующими; Деструктивными, то есть неадекватными и препятствующими достижениям.

Следовательно, психологические компетенции в управлении своими свойствами, процессами, отношениями, состояниями и действиями должны быть таковыми, чтобы уметь (а) избавляться от собственных деструктивных особенностей, (б) восполнять дефицитарные способности и (в) поддерживать и развивать арсенал конструктивных (продуктивных) способностей.

По нашему мнению, все дело в том, что все три логические категории (деструктивность, дефицитарность, продуктивность) есть три меры эффективности деятельности. Результат зависит от того, какая категория получится доминантной. Здесь можно много рассуждать, но лучше прислушаться к тому, что говорят сами спортсмены: "делаю все как надо, но что-то (понятное или непонятное) мешает", "делаю все как надо, но что-то чего-то (понятное или непонятное) не хватает", "вообще не знаю, что со мной случилось", "старался изо всех сил, но нервы меня задавили" и т.д. и т.п. Получается, что реальные действия в какой-то части происходят бессознательно.

На грани бессознательного реализуются и основные функции психического — отражательная и регулятивная. На грани бессознательного одновременно взаимодействует и весь субстрат психических процессов, свойств, отношений и состояний, когнитивного, эмоционального и волевого, восприятия, мотивации и чувств. Весьма непросто выделить-разделить разнообразие смысловых, целевых и оперативных установок, убеждений и заблуждений, уверенности и сомнений, тревоги и хладнокровия.

Поэтому всю непознаваемую сложность психического и психофизиологического в практическом применении к конкретному спортсмену в связи с конкретным соревнованием следует рассматривать как уникальную функциональную систему, актуализированную у данного субъекта по данному случаю. В любом случае системообразующей функцией этой системы будет какое-то переживание, интегрирующее его представления и рефлексии об элементах логической структуры своей личности (правда, сам он этих слов не знает). Для практики принимаем теорию нейрологической иерархии структуры личности. Такой иерархией являются следующие подструктуры и их элементы. Каковы из элементов для достижения намеченных в соревновании результатов продуктивны и конструктивны, а каковы дефицитарны и деструктивны обнаружится в полимодальной структуре сенсорно-чувственных и смысловых характеристиках вторичного образа системообразующего переживания.

Термин "иерархия" в теории Дилтса является ключевым. Дилтс доказал, что изменения на верхнем уровне обязательно переносится вниз, способствуя или препятствуя качественным изменениям на более низких уровнях. Изменения же на более низком уровне могут влиять или не влиять на функционирование верхних уровней. Другими словами, если спортсмен идентифицирует себя с ролью "вечно второго номера" (второй уровень) или убежден в своей неспособности быть первым (третий и четвертый уровни), то никогда не станет чемпионом, сколько бы не "пахал" на пятом уровне деятельности.

Вершинный уровень — духовность. Применительно к спорту это командный дух: достоинства данного вида спорта, патриот команды, школы, города, региона, страны.

Второй уровень — идентичность, то есть то, что он отвечает себе на вопрос "Кто Я?": чемпион, фаворит, боец, середнячок, слабак, трус и еще много преимуществ, достоинств и обзываний.

Третий уровень — убеждения, ценности, мотивы, верования. Вопрос "Почему? Ради чего?". Полярные элементы: заблуждения, аморальные ценности, примитивные мотивы, причудливые верования.

Четвертый уровень — способности. Вопрос "Как? Каким образом?".  Здесь актуален вопрос: как я смогу преодолеть дефицитарные и деструктивные ограничения своей эффективности и результативности?

Пятый уровень — деятельность. Вопрос "Что? Что именно делать?". Отдельные действия и поступки. Системная целесообразная деятельность. Знать и уметь.

Шестой уровень — окружение, люди, обстоятельства. Вопрос "В связи с кем? Из-за кого? Благодаря кому? Вопреки кому?"

Седьмой уровень — среда, условия. Вопрос "Где? Когда? При каких условиях?". В том числе и условия спортивной тренировки и соревнований.

Используя традицию нейролингвистического программирования, назовем деструктивные и дефицитарные феномены проблемными состояниями (далее

–          ПС), а продуктивные и конструктивные — ресурсными состояниями (далее

–          РС). Понятие состояния в данном контексте собирательное. Спортсмену необходимо научиться избавляться от нежелательных ПС и приобретать желательные РС. На пути между проблемами и ресурсами должно происходить что-то конструктивное, созидающее, преобразовательное. В рамках темы исследования это освоение и применение экспресс-методов психической само- регуляции. В НЛП применяется простая, но емкая модель личностных изменений: ПС  психотехника (психотехнология)  РС.

Основные психические функции отражения и регуляции постоянно и тесно связаны. Поэтому моделирование вторичного образа любого психологического феномена предоставляет сразу, по сути, диагностический полимодальный продукт, который тут же возможно "по кирпичику или блоками" пе- реструктурировать: демонтировать, трансформировать или совершенствовать. Или вернуть все как было, если не найдено лучшее состояние.

Кроме множества субмодальных характеристик сенсорных систем вторичные образы имеют еще смысловые метафорические характеристики, энергетические ассоциации и аналогии, а также такое важное свойство как локализация в пространстве относительно тела человека.

Получение доступа к модели вторичной репрезентации состояния практически не имеет ограничений. Если состояние текущее, то модель уже готова. Важно ее не "спугнуть". Надо включить исследовательский интерес, любопытство и отключиться от всего внешнего. Сфокусировать внимание на элементах образа. Принять позицию наблюдателя, позицию невмешательства и присутствия. Исключить любое старание. Надо позволить тому, что происходит, происходить так, как оно происходит в этот раз. Просмотреть как это выглядит в деталях. Прислушаться какие голоса или звуки. Возможно, образ состояния имеет запах, вкус. Где образ локализован в пространстве. Как это состояние ощущается физически, в какой части тела эти ощущения больше или сильнее. Какова его энергетика, цвет, плотность и еще несколько десятков субмодальностей, если интересно. Но субъект сразу знает, где и какая ключевая характеристика. С нее и надо начинать изменения.

Если состояние давнее, то память легко вернет субъекта к тому моменту и обстоятельствам. Надо только войти в нейтральное трансовое состояние сознания, используя любой метод. Можно применять аутогенную тренировку, но, даже если вы владеет ею, это все равно долго. В данной работе предлагается метод вхождения в альфа-транс, на который субъектам новичкам понадобится 3-4 минуты, а проделавшим этот прием раз 5 — 10-15 секунд. Прием выполняется при помощи движений глаз и век. Осваивается за один раз. Вообще, все что интересно, люди схватывают сразу. В альфа-трансе человек полностью сохраняет сознание, фокусирует его на внутренние процессы, и может позволить его памяти и воображению воссоздать любое состояние, — что проблемное, ресурсное. Опять же не надо стараться вспомнить. Вспоминание — это чисто сознательный процесс. Как только вы его начнете, вы теряете контакт с бессознательным. Бессознательное, тело, нервная и прочие системы помнят все.

Войдя в трансовое состояние, можно делать самые разные психотехнические процедуры. Можно демонтировать проблемные состояния и создавать вместо них ресурсные. Это возможно не только в отношении состояний, в отношении уже устоявшихся личностных образований, в отношении того, что мы называем свойствами и качествами личности, свойствами характера. Все процессы, отношения, состояния и свойства возможно моделировать, а значит и трансформировать. Оперирование моделями вторичных образов психических образований позволяет совершенствовать Идентичность, убеждения, способности, избавляться от комплексов.  Для этого, например, может использоваться психотехника "Молекула идентичности", способная, например, превратить модель застенчивого человека в модель уверенного. В спорте уверенность важно качество. Убеждения о себе, о своих способностях вообще и о способности управлять своими "мозгами" в контексте эффективности и успешности — психологические ресурсы, необходимые каждому спортсмену.

В условиях современного спорта, где психологическая подготовка становится неотъемлемой частью успешной деятельности, важно иметь эффективные инструменты для саморегуляции. Обоснование методик экстренной саморегуляции предсоревновательных состояний подчеркивает необходимость интеграции разнородных теорий и практик в конкретные действия, доступные каждому спортсмену.


Автор(ы): Уманский Алексей Андреевич
Приложения: