Методическая разработка по развитию речи для подготовительной группы
Занимательная астрономия
Попова Ирина Васильевна
Цели:
- расширить кругозор и познавательный интерес к природе и природным явлениям
- закрепить представлений о небесных светилах, их многообразии и назначении
- расширение словарного запаса
- развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Задачи:
- Познакомить детей с историей развития астрономии;
- Обогатить представления детей о Земле, познакомить со звёздами, созвездиями; развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность;
- Обогащать и активизировать словарный запас детей;
- Дать детям знания о том, как изменялось представление людей об астрономии со временем.
Виды детской деятельности:
-игровая
-коммуникативная
-познавательно-исследовательская.
Используемые материалы:
Глобус, иллюстрации небесных светил, карта звездного неба, телескоп.
Ход занятия
- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
- Все верно, это – земля.
А что такое Земля?
(Ответы детей)
-Молодцы! Ребята, за год Земля совершает один оборот вокруг Солнца, и каждый месяц оно восходит на фоне какого-то одного созвездия. Таких созвездий двенадцать. Их называют зодиакальными. Тогда у меня для вас есть другая загадка.
Ясно светят ночью в небе
Златогривые овечки.
А заря придёт,
Будут гаснуть, словно свечки.
(Звездное небо)
- Все верно, это звездное небо. У меня для вас есть еще одна загадка.
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук,
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)
- Да, вы правы, это Солнце. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и лет.
А какая звезда ближе всего к Земле? (ответы детей). Верно! Солнце. Россыпи звезд сверкают на небе темной ночью, а утром исчезают. Куда же пропадают звезды?
Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего светила мы их не видим. Звезды бывают разными не только по температуре и цвету, но и по своим размерам.
Итак, мы с вами вспомнили, что такое Земля, звездное небо и Солнце.
- А всегда ли люди знали про существование остальных планет, как вы думаете? (Не всегда).
- Правильно. Давным-давно были времена, когда люди не знали об этом. Астрономия считается одной из древнейших наук, едва человек вышел за пределы своей деревни, как ему понадобились ориентиры. А календарь был нужен для счета времени, посевов и религиозных обрядах. Старейшее задокументированное упоминание науки о звездах относят к 9 тысячелетию до нашей эры. В Древнем Мире пытливый ум человека смотрел вниз и наверх.
В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но звезд ведь на небе так много! Запомнить их расположение нелегко. Поэтому еще в старину звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба так, чтобы образовывались простые фигуры, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями.
В широком смысле, астрономия – наука о Вселенной. Если вначале астрономы наблюдали звезды, то позже открывали планеты солнечной системы, их спутники.
Тогда изобрели солнечные часы и другие способы измерять время и дни.(показать изображение солнечных часов и песочные часы).
Потом, люди изобразили первые календари. (Показать иллюстрацию).
Обыденные для нас вещи, которые тоже надо было заметить, осознать и привести к общему пониманию. Люди обозначили день, ночь, сутки, месяц и год. Примерно, конечно, но это было важно для развития науки дальше.
Люди изобразили первые карты звездного неба (показать иллюстрацию).
В то же время зародилась астрология. Смотрите, что случилось. Человек наблюдает за небом. На нем есть звезды, которые из ночи в ночь неподвижны или предсказуемо меняют свое положение. И появляются новые тела.
- А сейчас ребята, я загадаю вам загадку.
Если только есть глаза
Увидеть многое нельзя.
А хочется увидеть все ж
И Сириус, и Малый ковш,
Чтобы глаза вооружить
Нам, и со звездами дружить,
И Млечный путь увидеть чтоб
То нужен мощный…
(телескоп)
- Все верно! Смотреть невооруженным глазом было неудобно и малоэффективно, и вследствие развития человечества были изобретены первые телескопы (показать иллюстрацию).
-Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка.
Телескоп сотни лет
Он в телескоп всегда глядит
И о планетах говорит.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя…
(Астроном)
-Правильно ребята, человек, изучающий эту старинную науку, называется астроном.
Позже они все время усовершенствовались, пока не приобрели известный для нас вид (показать телескоп).
Послушайте стихотворение.
Большая Медведица
Красотой земной Каллисто
Громовержец Зевс пленен.
Взгляд восторженный и быстрый
На нее бросает он.
Гера взгляд его поймала,
Полный скрытого огня.
Сердце гневом запылало:
«Отомщу Каллисте я.
Сделаю ее мохнатой,
Косолапой, как медведь.
Вместо рук прелестных — лапы,
Пусть ее постигнет смерть!
Сын ее — охотник смелый,
Он медведицу убьет,
В сердце ей вонзятся стрелы,
Тело станет словно лед».
Но от участи ужасной
Зевс возлюбленную спас:
«Не убьет тебя напрасно
Сын твой любящий Аркас.
Вместо жизни человечьей
Со страдающей душой
Подарю тебе я вечность —
Стань Медведицей Большой.
Не найдет тебя возмездье,
Не коснутся боль и страх.
Будешь ты мерцать созвездьем
Звезд алмазных в небесах!»
-Ребята, это созвездие называют также Большим Ковшом (показать иллюстрацию). Оно и вправду похоже на ковш с длинной ручкой. Послушайте еще одно стихотворение.
Медведь или ковш?
Мерцает и светится Большая Медведица.
Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью созвездия Большой Медведицы можно найти ярко-голубую Полярную звезду. Для путников эта путеводная звезда всегда служила ориентиром.
Время шло, астрономия развивалась на всех континентах. Арабам мы обязаны первыми обсерваториями (показать детскую обсерваторию).
Настало Возрождение. В искусстве, науке и, конечно, астрономии. Коперник и Галилей - эти уникальные умы жили как раз в эпоху Возрождения.
Открывались планеты, звезды, спутники.
Время шло, человечество развивалось. В последующих веках были сделаны невероятные открытия.
Просчитали и определили количество планет солнечной системы.
Еще нужно сказать, что впервые зафиксировали часовые пояса на всей планете.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Юный астроном». Детям предлагается из картинок определить, что является планетами, звездой, кометой, метеоритом.
Итог занятия:
- Сейчас мы с вами знаем, какой долгий путь прошла астрономия, пока не стала той наукой, какой мы её знаем. Как много человек мыслил, думал, пробовал экспериментировать, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас мы можем посещать современные обсерватории с современным мощным оборудованием, которое помогает ученым и дальше совершать открытия.
Автор(ы): Попова Ирина Васильевна
Приложения: